Энергоэффективность начинается с планирования
Свердловской области разрабатывает региональные программы энергосбережения, начиная с 1996 г. Этот опыт может быть полезен многим субъектам Российской Федерации. В основе программ – топливно-энергетический баланс.
Энергоэффективность начинается с планирования
Согласно новому законодательству, регионы обязаны разработать собственные программы повышения энергоэффективности. И здесь может быть очень полезен опыт Свердловской области, которая разрабатывает региональные программы энергосбережения, начиная с 1996 года. Основа этих программ – энергетическое планирование и топливно-энергетический баланс, который, к сожалению, составляют далеко не во всех регионах.
Вынужденная мера
Для Свердловской области повышение энергоэффективности всегда было гораздо более актуально, чем для многих российских регионов, так сложилось исторически. Сосредоточенные здесь горнодобывающая и металлургическая промышленность требуют больших энергетических затрат, но собственные энергетические ресурсы могут покрыть потребности лишь на 3–5 %. Энергоемкость ВРП Свердловской области превышает энергоемкость ВВП России почти в 1,3 раза. Структура региональной экономики остается уязвимой из-за высокой энергоемкости металлургии и машиностроения, а также тесной зависимости себестоимости и прибыли предприятий от роста тарифов на энергию.
Но благодаря тому, что в Свердловской области программы энергосбережения разрабатываются уже 15 лет, энергоемкость ВРП в регионе с 2000 по 2008 год снижалась среднегодовыми темпами 5,5 % (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика изменения ВРП и энергоемкости ВРП Свердловской области |
По расчетам аналитиков Института энергосбережения, для снижения энергоемкости ВРП Свердловской области к 2020 году на 40 % к уровню 2007 года необходимо: с 2013 года снижать энергоемкость ВРП на 5,5–6 % ежегодно; темп роста ВРП с 2013 года довести до 7,5–8 % в год; прирост потребности в топливе и энергии на 90 % покрывать за счет энергосбережения и снижения удельного потребления топливно-энергетических ресурсов. Эти цифры позволяют по-новому взглянуть на процесс и всю организацию работы по росту энергоэффективности в области (рис. 2).
Рисунок 2. Прогноз энергоемкости экономики Свердловской области |
Можно категорически утверждать: неважно, растет производство или падает, пока его энергоэффективность низка – ресурсы уходят в трубу и развитием такую ситуацию назвать нельзя. Для России в целом, а для Свердловской экономики в особенности, повышение энергоэффективности – единственно возможный вариант положительного развития событий. Здесь уместно привести высказывание английского биолога Рональда Фишера: «Выживает та система, где наименьшие потери энергии».
Разрабатывая в 2010 году программу повышения энергоэффективности в соответствии с новыми требованиями, мы в Свердловской области сформировали ее как квинтэссенцию всего опыта и наработок Института энергосбережения. Тем более что впервые на федеральном уровне определены общие требования к такому документу. Региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2010–2015 годы с целевыми установками до 2020 года утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 2 июля 2010 года № 1022‑ПП.
Инструмент энергетического планирования
Мы рассматриваем региональную программу как главный инструмент энергетического планирования на уровне области. В ее основу положен топливно-энергетический баланс (ТЭБ) региона, который дает представление о происходящих в экономике процессах в энергетических единицах, не зависящих от инфляции, конъюнктуры рынков и колебаний валютных курсов.
ТЭБ – не новинка, хотя в современных либерально-рыночных условиях может рассматриваться в определенном смысле как управленческая инновация. Тем не менее, именно на подобных методах основывался план ГОЭЛРО, ставший мировой классикой планирования. По сути ТЭБ продолжает традиции знаменитой модели «затраты-выпуск» (меж-отраслевого баланса), разработанной лауреатом Нобелевской премии Василием Леонтьевым.
Баланс энергетических потоков позволяет в натуральных единицах, не зависящих от конъюнктуры мировых рынков, инфляции, политических колебаний, сделать макроэкономический прогноз. Оценить, сможет ли ТЭК удовлетворить экономически обоснованный спрос достаточным количеством энергоносителей? Насколько устойчива энергетика к внешним воздействиям, например, реально ли минимизировать ущерб от неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть, неплатежей, инвестиционного спада, стихийных бедствий и т. д.
В начале технологической цепочки
Энергетический сектор находится в самом начале большинства технологических цепочек, от своевременного наличия достаточных энергоресурсов напрямую зависят экономический рост и социальная стабильность. В то же время ввод новых генерирующих мощностей не только долог, но и требует значительных инвестиций, таким образом, должен быть тщательно просчитан на годы вперед и увязан с планами социально-экономического развития.
Именно прогнозный ТЭБ позволяет согласовать развитие отраслей экономики и энергетики, своевременно формировать энергетическую базу в соответствии с потребностями экономики, обеспечить энергетическую безопасность, повысить надежность и устойчивость систем энергоснабжения. Новую актуальность ТЭБ приобретает в условиях динамичного рынка – как на уровне муниципальной, так и региональной, и национальной экономики.
В Свердловской области для формирования прогнозных балансов совместно Институтом экономики УрО РАН и ГБУ СО «Институт энергосбережения» разработана экономико-математическая модель. В ее основе – принципы взаимосогласованного развития системы «энергетика в экономике».
Модель представляет из себя «динамический баланс балансов», сочетая межпродуктовые балансы с балансами потребления отдельных видов ТЭР. В реализованной схеме расчетов можно выделить несколько основных этапов.
На первом этапе происходит формирование и верификация информационной базы, определяются сценарные параметры прогноза.
На втором этапе формируется ТЭБ для текущего года (базового года прогнозного периода). Осуществляется строгая балансировка потребления топлива, тепло- и электроэнергии в разрезе отдельных потребителей – видов продукции (работ, услуг), детализируется распределение топлива по видам и определяются базовые показатели энергоемкости. Важно как можно полнее использовать различные источники информации для достижения максимальной объективности отчетного ТЭБ, ибо незначительные погрешности на первом этапе могут привести к существенным искажениям в прогнозе.
На третьем этапе разрабатываются прогнозные варианты ТЭБ (в соответствии с ранее принятыми сценарными условиями, которые уточняются в процессе вариантных расчетов). Здесь прогнозируются объемы выпуска продукции (работ, услуг) на перспективный период для каждого сценария, а также соответствующие показатели энергоемкости, спрос на топливо, электро- и теплоэнергию, детализируется спрос на топливо по его видам.
На четвертом этапе формируются сводные ТЭБ для текущего года и на прогнозный период, рассчитываются оценки их качества.
Определить потенциал
Именно ТЭБ позволил оценить энергоемкость по отдельным отраслям и видам продукции, а также определить потенциал энергосбережения. Он равен порядка 17 млн т. у. т. в год – это целое месторождение. Причем «разработка» обойдется в 2–6 раз дешевле, чем получение этой же энергии путем наращивания генерирующих мощностей. А до 2020 года, по нашим расчетам, можно высвободить до 180 млн т у. т. Основная доля (более 40 %) приходится на промышленность и строительство, треть – ресурсы топливно-энергетического комплекса, 13 % – жилищного сектора (рис. 3).
Рисунок 3. Доля технического потенциала энергосбережения в годовом объеме потребления ТЭР Свердловской области, тыс. т у. т. (2015 год) |
Расчеты позволили поставить в региональной программе задачу сокращения бюджетных расходов на коммунальные услуги в общих расходах бюджета области к 2015 году в 1,3 раза, к 2020 году – в 1,5 раза по отношению к уровню 2007 года. Опыт показывает, что цифры реальные. Институт третий год занимается согласованием лимитов на тепловую и электрическую энергию, а в этом году впервые – и на все виды топлива и воду, для организаций, финансируемых из регионального и местных бюджетов. Только в 2010 году благодаря проведенной работе было высвобождено порядка 500 млн руб. бюджетных средств.
Ключевой является разработка АСУ «Лимитирование ТЭР», позволяющей автоматизировать процесс заполнения энергопаспорта и обоснования лимитов. Сегодня в системе удаленно работают не только все муниципалитеты и министерства – главные распорядители бюджетных средств, но и более 9000 бюджетных учреждений – школы, больницы и т. д. В ближайший год будет введен механизм электронной цифровой подписи, что позволит полностью перейти на электронный документооборот и подключить к системе Региональную энергетическую комиссию. В соответствии с поручением Председателя Правительства Свердловской области именно АСУ «Лимитирование ТЭР» ляжет в основу региональной информационной системы «Энергоэффективная Свердловская область».
Одна из причин высокой энергоемкости российской экономики – низкие теплотехнические характеристики зданий и чрезмерное потребление ими энергетических ресурсов. Поэтому большой потенциал лежит в переходе к «энергетическому дизайну» или, как это принято называть в зарубежной практике, sustainable architecture. Весной 2011 года по заказу Министерства энергетики области была разработана энергетическая концепция энергоэффективного малоэтажного многоквартирного здания для отселения из ветхого и аварийного жилья. Планируется, что после апробации оно станет прототипом для массового строительства.
По оценкам, 30 % потенциала энергосбережения – это организационные методы, т. е. знание и соблюдение технологии. 10 лет в УрФУ (ранее УГТУ-УПИ) существует кафедра «энергосбережение», выпущено множество учебников и пособий. Среди них – первый в современной России учебник «Основы энергосбережения», получивший гриф УМО, учебник для старших классов школ по энергосбережению и т. д.
Задачи по росту энергоэффективности перед регионом, бюджетной сферой, всеми хозяйствующими субъектами стоят очень амбициозные. Уверены, что с применением научных и методических подходов, введением в практику энергетического планирования и обучения, область с этими задачами справится.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2011
Подписка на журналы