Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Энергоэффективные дома глазами потребителей

Описание:

Из декларируемой цели энергосбережение превратится в реальность только тогда, когда о нем задумаются потребители. Хотя бы самая их активная часть. Редакция журнала решила изучить, что знают об энергосберегающих технологиях покупатели подмосковных коттеджей. Ведь именно в индивидуальном жилищном строительстве преимущества энергоэффективных решений должны проявится нагляднее всего: собственник не просто платит за ресурсы, но сам занимается эксплуатацией своего дома, сам же является и инвестором тех или иных модернизаций.

Энергоэффективные дома глазами потребителей

Из декларируемой цели энергосбережение превратится в реальность только тогда, когда о нем задумаются потребители. Хотя бы самая их активная часть. Редакция журнала решила изучить, что знают об энергосберегающих технологиях покупатели подмосковных коттеджей. Ведь именно в индивидуальном жилищном строительстве преимущества энергоэффективных решений должны проявится нагляднее всего: собственник не просто платит за ресурсы, но сам занимается эксплуатацией своего дома, сам же является и инвестором тех или иных модернизаций.

Энергоэффективные дома глазами потребителей

Неизвестное понятие

Пару лет назад мне довелось осматривать два строящихся комплекса апартаментов на берегу Черного моря. Класс объектов был схожим, один располагался в Ялте, другой – в Геленджике.

Украинские девелоперы подробно рассказывали о том, какие энергоэффективные решения реализованы в их проекте: датчики движения, солнечные коллекторы для нагрева воды, энергоэффективная система вентиляция и кондиционирования, энергоэффективные лифты и т. д. Подумали они и о качестве остекления, и о материале ограждающих конструкций – все было направлено на энергетическую эффективность. Российские же девелоперы на мой вопрос относительно ресурсосберегающих технологий отреагировали так: «Наши покупатели – состоятельные люди. Их подобные проблемы не волнуют».

Тогда мне оставалось только гадать: то ли состоятельные люди в России более расточительны, то ли Украина уже чувствует себя европейской страной.

С тех пор ситуация несколько изменилась. Энергоэффективность в нашей стране объявили одним из приоритетных государственных направлений. В каждом субъекте Федерации созданы центры энергоэффективности. Учреждены Совет по экологическому строительству и Совет по «зеленому» строительству. Но что думают об этом потребители?

Мы опросили несколько ведущих компаний, специализирующихся на брокерских и консалтинговых услугах в области загородной недвижимости. Посредники не только прекрасно знают предпочтения покупателей и настроения девелоперов, но, как правило, идут на полшага впереди рынка, готовы оперативно отреагировать на изменения конъюнктуры.

Результаты опроса нас несколько удивили. Мы хотели выяснить, какие энергоэффективные технологии в индивидуальном домостроении известны потребителям. Но оказалось, что большинство вообще не знакомо с таким понятием. 7 из 10 компаний отказались отвечать на наши вопросы.

Нужно ли специалистам в области энерго-сбережение вникать в то, о чем говорят риэлторы? Мы считаем, что обязательно нужно. Это позволяет понять тех, кто в конечном счете является заказчиком услуг. Рынок, если мы хотим на нем работать, надо создавать и развивать, воздействуя на конечного потребителя. Мы можем быть авторитетными в своей среде, предлагать замечательные технические решения, но кем они будут востребованы?

Барьеры для энергосберегающего домостроения

Первая, главная проблема энергоэффективных домов – отсутствие спроса. «Зачем девелоперу применять энергоэффективные технологии, если отсутствие их и так соответствует российским СНиПам? Застройщик считает каждую копейку и нет смысла удорожать процесс строительства, особенно если это не востребовано конечным покупателем. Все девелоперы стремятся снизить себестоимость дома и практически всегда для минимизации цены они "закрывают глаза" на энергоэффективность строения. Но это логичный ход, потому что покупателю это пока не нужно», – считает Дмитрий Цветков, директор департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty.

«Никто не думает, во сколько обойдется обслуживание дома через десять лет. И можно ли будет тогда продать дом без продуманной инженерной начинки», – говорит Ирина Жарова-Райт, генеральный директор компании Sesegar.

А сейчас, как считают риэлторы, энергоэффективные решения в индивидуальном домостроении невыгодны. По данным компании Penny Lane Realty, «cреднестатистический счет за электричество составляет порядка 200–300 долл. США в месяц за дом стоимостью 1 млн долл. США. Наценка в 20 %, т. е. дополнительные 200 тыс., которые хозяин вложит в энергоэффективность, будут окупаться в течение 1 000 месяцев. Поэтому никакой экономической эффективности на российской земле у этих технологий пока нет» (обратите внимание: риэлторы уверены, что энергоэффетивный дом автоматически становится дороже на 20 %).

Другая проблема – отсутствие в России профильных специалистов в области энергосберегающих технологий, а следовательно, отсутствие опыта управления и эксплуатации энергоэффективных зданий. Так считает Дмитрий Таганов, руководитель аналитического центра корпорации «ИНКОМ».

По мнению Ирины Жаровой-Райт, энергоэффективный индивидуальный дом в России практически невозможно застраховать, т. к. страховые компании не понимают, какие с ним могут быть связаны риски.

Мифы об энергосбережении

Обсуждая с риелторами энергоэффективные дома, мы столкнулись с самыми различными заблуждениями. Энергосберегающие дома приравнивались к системе «умный» дом – модной, но дорогой игрушке. Энергосберегающие дома воспринимались просто как хорошо утепленные дома или как дома, подключенные к нетрадиционным источникам энергии.

Дмитрий Таганов говорит, что ему известны две технологии строительства энергоэффективных домов. «Добавленные» позволяют сохранить привычный облик дома и использовать традиционные строительные материалы. «Происходит добавление определенных строительных элементов и инженерных систем (например, тепловые насосы, датчики движения), за счет чего, предположительно, улучшаются эксплуатационные и гигиенические характеристики здания. Однако это приводит к некоторому удорожанию жилья. Строительство по «прямым» технологиям предполагает использование современных строительных материалов и соответствующих инженерных систем. Они позволяют при определенных условиях не только избежать удорожания, но даже и удешевить проект. Примеры – дома из сэндвич-панелей».

Итак, что сегодня интересует покупателей загородного жилья? По мнению Дмитрия Таганова, это цена объекта, коммуникации, местоположение относительно столицы, леса и водоемов, материалы строительства, инфраструктура. «По данным нашего аналитического центра из кирпича дома строятся в 41 % поселков, из газосиликатного блока – в 26 %, из бревна – в 16 %, бруса – в 13 %, из других материалов – в 4 % поселков. Кто-то из собственников действительно руководствуется теплосберегающими характеристиками и экологичностью материалов, большинство же придерживаются привычных стереотипов».

«Когда человек первый раз покупает дом у продавца, который говорит, что его коттедж теплый, в нем много кирпича и утеплителя, то для покупателя это может и неважно. Но когда он столкнется со второй покупкой, то будет понимать, насколько ценны эти качества. Сегодня, когда в Подмосковье становятся допустимы блэк-ауты, аналогичные новогоднему, энергоэффективность дома приобретает дополнительный смысл: такое строение практически не теряет тепла и в нем легко жить», – рассуждает Дмитрий Цветков.

Таким образом, мы видим, что индивидуальное энергоэффективное домостроение воспринимается сегодня как дорогая экзотика. Полностью отсутствует понимание системного подхода для достижения, прежде всего, экономической эффективности. С подобной низкой информированностью необходимо бороться. Участникам рынка необходимо объединиться для пропаганды идеи энергоэффективного домостроения как такового. Потому что даже крупной компании трудно в одиночку изменить мышление миллионов. А вот альянсу компаний – под силу.

Пожалуй, в наиболее выгодном положении находятся производители ограждающих конструкций: идея «утепления» по крайней мере присутствует в сознании потребителей. Но вот о том, что в доме надо иметь эффективную систему вентиляции, не говоря уже о рекуперации, еще никто не задумывается.

Так же, несмотря на природные катаклизмы и резкое подорожание энергоносителей, никто всерьез не рассматривает альтернативные источники энергообеспечения. Над всем этим предстоит работать.

купить online журнал подписаться на журнал
Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2011



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!