Инвестиционные программы для модернизации систем теплоснабжения муниципальных поселений
Изношенному оборудованию российских источников теплоснабжения, построенных более четверти века назад, требуется замена, что, однако, связано со значительными финансовыми затратами. Выходом из ситуации могут стать инвестиционные программы комплексной технологической модернизации систем теплоснабжения на базе инновационных технологий энергосбережения.
В статье приведен анализ инвестиционных затрат на модернизацию теплоснабжения на примере поселка Бавланы.
Инвестиционные программы для модернизации систем теплоснабжения муниципальных поселений
Изношенному оборудованию российских источников теплоснабжения, построенных более четверти века назад, требуется замена, что, однако, связано со значительными финансовыми затратами. Выходом из ситуации могут стать инвестиционные программы комплексной технологической модернизации систем теплоснабжения на базе инновационных технологий энергосбережения.
Техническое состояние систем теплоснабжения большинства муниципальных поселений, малых городов Российской Федерации является критическим. С каждым годом увеличивается число аварийных отключений из-за изношенности оборудования источников теплоснабжения, построенных 20–30 лет назад, разрывы магистральных и распределительных сетей, неудовлетворительного функционирования абонентских вводов и внутренних систем отопления зданий и сооружений из-за технологической отсталости используемых схем и оборудования.
Устранение таких аварийных ситуаций связано со значительными капитальными затратами, социальной напряженностью, к сожалению, порой и жертвами и нанесением морального и материального ущерба потребителям. Что в большей степени усугубляется суровыми климатическими условиями нашей страны.
Выход из создавшегося положения может быть только в принятии безотлагательных мер по модернизации и реконструкции существующих систем теплоснабжения. Однако это связано со значительными инвестиционными затратами, проведение таких работ за счет государственных средств практически нереально, а привлечение частных инвестиций связано с очень большими рисками.
Законодательная база предусматривает привлечение инвестиций на цели модернизации (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры и их гарантированный возврат только через тарифные источники в соответствии с законом № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». То есть все инвестиционные затраты на модернизацию систем теплоснабжения и ее результаты в конечном счете должен оплатить потребитель через инвестиционную составляющую в тарифах на теплоснабжение.
При сегодняшнем уровне тарифов на тепловую энергию, их неупорядоченной системе определений, в том числе и без участия самих потребителей, существенно сужаются возможности реконструкции и модернизации муниципальных систем теплоснабжения. Не обеспечивается в будущем «экономическая» и «физическая» доступность коммунальных услуг потребителям при использовании традиционной технологии реконструкции и модернизации систем теплоснабжения за счет замены оборудования источника теплоснабжения или строительства новой модульной котельной. Тем более не гарантируется возврат инвестиций через инвестиционную составляющую и получение инвесторами обоснованной доходности на инвестированный капитал.
Расчеты показывают, что во многих регионах страны действующие тарифы не обеспечивают «расчетную» себестоимость отпускаемой тепловой энергии, коммунальные службы работают на дотациях из региональных и муниципальных бюджетов.
В то же время коммерческие расчеты за потребленную тепловую энергию через удельные расходы на 1 м2 отапливаемой площади, как правило, в 1,5–2 раза выше фактически потребленной тепловой энергии.
Поэтому модернизация (реконструкция) систем муниципального теплоснабжения должна производиться путем выбора энергосберегающих и энергоэффективных технологий комплексной технологической модернизации системы от источника до потребителя, снижающих или ликвидирующих непроизводительные потери, при сохранении действующего тарифа. Выделение инвестиционной составляющей в действующем тарифе с привлечением средств потребителей в инвестиционной программе на срок окупаемости инвестиционных затрат может быть достигнута за счет значительного сокращения эксплуатационных расходов, в результате использования энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
В качестве примера рассмотрим инвестиционную программу комплексной технологической модернизации систем теплоснабжения, разработанную для муниципального поселка Бавлены Владимирской области.
Суть инвестиционной программы:
■ анализ существующей системы теплоснабжения и определение расчетных данных потребления, выявление наиболее узких мест в системе теплоснабжения, которые отрицательно влияют на энергоэффективность существующей системы;
■ расчет вариантов инвестиционных затрат и эксплуатационных расходов комплексной модернизации систем теплоснабжения;
■ обоснование существующих тарифов и расчете инвестиционной составляющей, обеспечивающей установленный срок окупаемости инвестиций и гарантированный их возврат.
Расчеты показывают, что наиболее привлекательной инвестиционной программой является вариант комплексной технологической модернизации, в которой обеспечивается мотивация потребителя к энергосбережению, с его личным участием:
■ перевод жилого фонда, многоквартирного и многоэтажного на поквартирную систему теплоснабжения с индивидуальными газовыми теплогенераторами в каждой квартире;
■ перевод потребителей социальной инфраструктуры на автономное теплоснабжение с пристроенными встроенными и крышными котельными без тепловых сетей, в которых возможно использовать высокоэффективное отечественное оборудование. Например, каталитические теплогенераторы (КТГ-0,16; 0,25; 05 и 1,0 МВт), к отличительным особенностям которых относится: высокое КПД (на 3–5 % выше, чем у традиционных котлов) за счет высокой теплонапряженности реакторной зоны; системы предварительного смешения газа и воздуха; беспламенное низкотемпературное каталитическое горение (не более 95 °С); низкий уровень вредных примесей продуктов сгорания: NOx < 12 ppm, CO < 35 ppm; доля вырабатываемого инфракрасного тепла до 70 %; диапазон модуляции мощности от 30 до 100 %; низкий уровень шума; отсутствие вибрации.
Анализ существующей системы теплоснабжения пос. Бавлены
Существующая система теплоснабжения пос. Бавлены осуществляется от центральной котельной ЗАО «Бавленский «Электромеханический завод», оборудованной паровыми котлами ДКВР-20 общей мощностью 20 • 3 = 60 т/ч или 33,6 Гкал/ч / 0,86 = 39 МВт.
На котельной отсутствует учет выработанной тепловой энергии. Расчет произведенной теплоты определяется по расходу природного газа, учет которого осуществляется коммерческим счетчиком. Потребление теплоты объектами МУП ЖКХ пос. Бавлены QГЗ определяется по общему тепловому счетчику и составляет 27 231,9 Гкал/год.
Расчеты с потребителями тепла производились по средней удельной стоимости теплоты на 1 м2 отапливаемой площади, исходя из установленного тарифа – 1 222,18 руб./год.
После установки по инициативе жильцов на части жилых домов тепловых счетчиков оплата ими за потребленное тепло стала осуществляться по показаниям общедомовых счетчиков. Анализ показаний общедомовых счетчиков и показатели счетчика на тепловой сети МУП ЖКХ показывают разницу от 30 до 40 %.
Расчетные данные теплопотребления объектов МУП ЖКХ, произведенные на основании методики МДК 4-0,5.2004, показывают корректность совпадения с данными общедомовых счетчиков.
Таким образом, общее расчетное теплопотребление объектов МУП ЖКХ должно составлять 18 462,5 Гкал/год (табл. 1).
При этом коэффициент энергетической эффективности системы теплоснабжения, находящегося в эксплуатации МУП ЖКХ, равен отношению 18 462,5 /27 231,9 = 0,67.
Таким образом потери в сетях и системах после общего счетчика составляют 33 %.
Таблица 1 Технико-экономические показатели существующей системы теплоснабжения пос. Бавлены |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 2 Сравнительные технико-экономические показатели вариантов теплоснабжения пос. Бавлены |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Вариант 1 – модернизация существующей котельной; вариант 2 – АИТ для социально-бытовой инфраструктуры; вариант 3 – поквартирное теплоснабжение жилого фонда; вариант 4 – АИТ для социально-бытовой инфраструктуры. ** Единичная мощность индивидуальных источников 23,3 кВт. |
Расчет инвестиционной составляющей тарифа на теплоснабжение пос. Бавлены
Из исходных данных ежегодные затраты на обеспечение теплом потребителей при существующем состоянии теплоснабжения пос. Бавлены составляют 33 094,7 тыс. руб. (табл. 1). При реконструкции по разным вариантам доходы инвестора за счет сокращения эксплуатационных затрат ∆N определяются как разность Nзс – Nз1, где эксплуатационные затраты по вариантам составляют:
∆N1 – 33 094,7 – 30 299,7 = 2 795,00 тыс. руб.;
∆N2 – 27 865,7 – 15 348,9 = 12 516,8 тыс.руб.;
∆N3 – 5 229,0 – 1 931,3 = 3 297,7 тыс. руб. (поквартирное теплоснабжение);
∆N4 – 33 094,7 – 17 382,9 = 15 711,8 тыс. руб.
Для первого варианта не учитываются затраты на модернизацию и санацию тепловых сетей и абонентских вводов. Такие затраты составляют 50–80 % от затрат на модернизацию существующей котельной или строительство новой модульной котельной.
Срок окупаемости определяется как отношение инвестиционных затрат к достигнутым результатам доходности:
Вар. 1. 54 180 / 2 795 = 19,6 лет;
Вар. 2. 63 500 / 12 616 = 5,1 лет;
Вар. 3. 23 520 / 3 297,7 = 7,1 лет (поквартирное теплоснабжение);
Вар. 4. 76 100 / / 15 711,8 = 4,8 года.
При установлении срока окупаемости в 4 года доходность инвестора при установленном сроке окупаемости должна составлять:
Вар. 1. 54 180 / 4 = 13 545 тыс. руб./год;
Вар. 2. 63 500 / 4 = 15 875 тыс. руб./год;
Вар. 3. 23 520 / 4 = 5 880 тыс. руб./год (поквартирное теплоснабжение);
Вар. 4. 76 100 / 4 = 19 025 тыс. руб./год.
При этом тарифы с инвестиционной составляющей должны составлять по вариантам:
Вар. 1. (30 299,7 + 13 545) / 18 462,5 = 2 374,8 руб./Гкал, в том числе инвестиционная составляющая 2 374,8 – 1 222,18 = 1 152,6 руб./Гкал. Через четыре года тариф составит 1 641 руб./Гкал. Это больше чем существующий тариф даже без учета затрат на модернизацию тепловых сетей.
Вар. 2. (15 348,9 + 15 875) / 17 354,9 = 1 799,1 руб./Гкал, в том числе инвестиционная составляющая 1 799,1 – 1 222,18 = 576,9 руб./Гкал. Через четыре года тариф составит 987,2 руб./Гкал. Для объектов соцкультбыта.
Вар. 3. (1 931,2 + 5 880) / 3 390 = 2 096 руб./Гкал, в том числе инвестиционная составляющая 2 096 – 1 222,18 = 873,82 руб./Гкал. Через четыре года тариф составит 662,4 руб./Гкал. Для потребителей жилого фонда.
Вар. 4. (17 382,9 + 19 025) / 18 462,5 = 1 972,0 руб./Гкал, в том числе инвестиционная составляющая 1 972,0 –1 222,18 = 750 руб./Гкал. Через четыре года тариф составит 941,0 руб./Гкал.
Для потребителей третьего варианта инвестиционная составляющая может сократиться в 2 раза, если потребители будут участвовать в реконструкции системы теплоснабжения своими инвестициями в размере 30–50 % от стоимости затрат на перевод квартир на поквартирное теплоснабжение.
Во многих жилых поселениях и малых городах жильцы сами выступают с такой инициативой, которую необходимо административно и экономически повсеместно поддерживать.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2011
Подписка на журналы