Энергоэффективное реформирование ЖКХ без роста тарифов
Разберемся: почему в России тормозятся процессы, направленные на повышение эффективности использования энергии и что нужно сделать для изменения ситуации?
Энергоэффективное реформирование ЖКХ без роста тарифов
Из каких резервов планируется находить средства на выполнение положений федерального закона об энергосбережении? И как в реальности идет его выполнение?
Год от года в России растут тарифы на энергию. Однако как бы не хотелось повысить энергоэффективность экономики страны за счет конечного потребителя, без подключения механизма стимулирования и привлечения инвестиций в энергосберегающие мероприятия в энергетической отрасли, требующей кардинальной реконструкции, изменений не будет. Разберемся: почему в России тормозятся процессы, направленные на повышение эффективности использования энергии и что нужно сделать для изменения ситуации?
На заседании Государственного совета в Хакасии 11 марта 2011 года Президент РФ констатировал, что дальнейший рост тарифов на электроэнергию означает конец отечественной промышленности. Наша страна имеет шанс к 2014 году обойти в ценах на электроэнергию все развитые страны.
По нашим данным, по ценам на электроэнергию мы уже обогнали США, что делает нашу промышленность априори неконкурентоспособной.
Согласно официальной статистике, цены на электроэнергию в России с 2000 года выросли в три раза. Но рублевый рост цен не дает объективной картины. По нашим данным, за последние 10 лет долларовые цены на электроэнергию для промышленных предприятий выросли в 12 раз.
И этот рост тарифов не сопровождался ростом энергоэффективности. То есть в нашей стране не действуют общемировые корреляции (есть данные, согласно которым повышение тарифов на 50 % приводит к снижению расхода электроэнергии на 10–15 % за счет внедрения более энергоэффективных технологий. Подобная зависимость наблюдается во многих странах мира). Почему же в нашей стране не происходит повышения энергоэффективности?
Можно привести простую аналогию. Если у вас дома прохудилась труба, то как бы вы не были заинтересованы в экономии воды, как бы вы не сокращали расходы на стирку и приготовление пищи, вы ничего не сбережете, если нет денег на ремонт или установку новой трубы.
То есть как бы мы не хотели увеличить энергоэффективность нашей экономики в целом и ЖКХ в частности, воздействуя на конечного потребителя, мы не получим результат без кардинальной реконструкции. Ростом тарифов нельзя поднять инвестиционную привлекательность энергосберегающих мероприятий. Мы должны разобраться, где, на каких участках идут потери энергии и направить средства именно туда. Причем эту модернизацию нельзя переложить на плечи потребителей. Ни на промышленность, ни на население.
Давайте подсчитаем «на пальцах», какая сумма требуется. Общее энергопотребление России оценивают в 200 ГВт. Стоимость генерирующих мощностей для выработки 1 кВт – 3 000 долл. США. Итого получаем 600 млрд долл. США. Стоимость сетей – примерно треть от стоимости генерации, т. е. 200 млрд долл. США.
По экспертным оценкам, износ сетей составляет 70 %, причем 40 % требует немедленного ремонта. Получается, 80 млрд долл. США надо немедленно вложить в ремонт сетей. И почти 240 млрд. руб. требуется в ближайшее время разбросать по конечным потребителям. Это приведет к удвоению квартплаты и повышению почти в два раза себестоимости промышленной и сельскохозяйственной продукции. Если мы пойдем этим путем – получим массовые неплатежи по всей стране. Общий требуемый объем инвестиций, по нашим данным, 6 трлн руб.
Таким образом, без стартовых федеральных вложений нам не удастся добиться повышения энергоэффективности. Куда вкладывать? Чтобы ответить на этот вопрос, надо детально разобрать всю цепочку производства и передачи энергии и понять, на каких именно этапах происходят потери.
Стоит старая котельная с изношенным оборудованием, у которого КПД 30 % (у современных тепловых узлов КПД 58 %). То есть мы теряем примерно половину энергоресурсов. В сетях, по разным данным, тоже около 50 % потерь. Дом с незакрывающимися дверями, неизолированными чердачными помещениями и старыми окнами – еще потери.
В результате до потребителя доходит в лучшем случае 10 % энергии, если пересчитывать ее на первичное топливо.
Необходимо создать библиотеку технических решений, повышающих энергоэффективность, доступную каждому. И работать, работать с потребителями!
Есть еще и цепочка организаций-посредников. Здесь сложнее оценить потери, но представляется, что около половины оплаты за энергию от конечных потребителей идет на поддержание ресурсоснабжающих организаций. Чтобы реорганизовать финансовые цепочки, необходимо изменять законодательство.
В современной редакции закона № 261-ФЗ доминирует репрессивная составляющая. Закон обязывает установить датчики, отремонтировать жилье и т. п. Между тем, если закон не будет давать реальных льгот, то он просто не будет исполняться.
Что значит в обязательном порядке установить приборы учета тепловой энергии? У нашего населения, особенно пенсионеров, сейчас нет финансовой возможности в массовом порядке оплатить их установку. Затем возникает вопрос метрологического обеспечения. Я профессионально занимался измерительными системами и могу утверждать, что прибор учета не может проходить освидетельствование раз в пять лет. Финансовые расчеты нельзя основывать на результатах недостоверных измерений.
У меня, да, думаю, и у других депутатов, стол завален письмами с жалобами от людей, которым установили якобы бесплатные датчики тепла. А через некоторое время прислали квитанции на перерасчет за прошлые годы, основанные на показаниях счетчиков за этот год. В результате установка приборов учета тепла уже стала вызывать кое-где серьезные возмущения. Со всей этой историей необходимо срочно разбираться. Не говоря уже о том, что пересчитывать оплату за предыдущие годы конституционно неверно. К тому же после установки приборов учета возникнет необходимость их метрологического обеспечения. Оплата метрологов будет включена в ежемесячные платежи. И как в результате люди должны воспринимать подобные нововведения?
Нам надо как-то организовать «выгодность» перехода на пользование приборами учета.
В других странах работает налоговое стимулирование. Например, в Германии компания или физическое лицо, использующее солнечную энергию, получает льготы при оплате налогов.
Таблица 1 Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг* |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
* Информация о социально-экономическом положении России – 2010 год. Опубликовано на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики – www.gks.ru. |
Таблица 2 (подробнее) Индексы цен и тарифов на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг в странах СНГ (декабрь 2010 года по отношению к декабрю 2009 года)* |
Поэтому была создана рабочая группа, в которую вошли профессионалы-практики для работы над поправками к действующему закону «Об энергосбережении…».
В частности, мы предлагаем ввести в закон норму, закрепляющую за собственниками, установившими приборы учета, 50 %-ную льготу на оплату данного вида услуг в течение 12 месяцев со дня ввода прибора учета в эксплуатацию. Так, закон должен разрешить государственным или муниципальным заказчиками заключать энергосервисные договора (контракты), в том числе и по специальным процедурам, предусмотренным для размещения заказа на энергосервис.
Взять те же самые классы жилых зданий. Если бы повышение класса здания приводило бы к каким-либо льготам, приносило какую-нибудь выгоду… Но ведь этого нет. Предприятия, бюджетные организации просто обязывают заплатить за паспортизацию здания.
Ничего этого не будет. Потому что выяснится: денег ни на что нет. Необходимо ввести в закон стимулирующие меры. Чтобы работал закон сохранения энергии и денег.
24 марта 2011 года фракция «Справедливая Россия» провела круглый стол, в котором участвовало более 160 специалистов из разных регионов России. По результатам работы участники круглого стола рекомендуют субъектам:
- предусмотреть в действующем налоговом законодательстве возможность предоставления льгот на уплату налога на прибыль в части инвестиционных затрат предприятий водопроводно-канализационного хозяства;
- ввести льготу на уплату налога на имущество предприятий ДКХ;
- стимулировать граждан к переходу на индивидуальные приборы учета налоговыми льготами;
- внести ряд изменений в ФЗ о саморегулировании, не допускать насильственного внедрения ТСЖ и иных коллективных объединений;
- внести ряд поправок в закон № 261-ФЗ по разграничению обязанностей между смежными теплосетевыми организациями по оснащению границ раздела приборами учета;
- внести предложение по продлению срока оснащения жилфонда приборами учета теплоэнергии;
- рекомендовать возложить на субъекты РФ, на местные бюджеты обязательства по предоставлению гарантий по займам, предоставляемым энергоснабжающим организациям для реализации программ установки приборов учета в жилом фонде;
- в рамках реализации закона «Об энергосбережении…» рекомендовать правительству ускорить процесс разработки подзаконных актов для разработки методик, методических материалов, требований при реализации данного закона, в виду отсутствия таковых в данный момент;
- проработать поправки в закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2011
Подписка на журналы