Постановление Правительства РФ № 18 вернуло сторонников повышения энергоэффективности зданий в правовое поле
Принято Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Разберемся, какие возможности и ограничения вносит данный документ, а также рассмотрим примеры расчета энергетических характеристик жилых зданий.
Постановление правительства РФ № 18 вернуло сторонников повышения энергоэффективности зданий в правовое поле
Принято Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов». Разберемся, какие возможности и ограничения вносит данный документ, а также рассмотрим примеры расчета энергетических характеристик жилых зданий.
С введением «Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений» (далее Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ № 18, отпадают все рассуждения о нелигитимности Приказа Минрегионразвития РФ № 2621, поскольку в п. 15 Правил указывается: «После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет:
- с января 2011 года (на период 2011–2015 годов) - не менее чем на 15 % по отношению к базовому уровню,
- с 1 января 2016 года (на период 2016–2020 годов) - не менее чем на 30 % по отношению к базовому уровню и
- с 1 января 2020 года – не менее чем на 40 % по отношению к базовому уровню».
Такая же степень понижения показателей энергетической эффективности зданий с первых чисел 2011, 2016 и 2020 годов установлена и в Приказе № 262.
В п. 7 Правил указано, что в качестве показателя энергетической эффективности принимается «удельная годовая величина расхода энергетических ресурсов в здании, в том числе нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей; показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды».
Расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию выделен отдельной строкой потому, что, как показано в [1], на стадии проектирования здания это наиболее предсказуемое теплопотребление, в малой степени зависящее от субъективного желания жителей. Оно нормируется в соответствии с положением СНиП 23-02–2003 «Тепловая защита зданий» и поэтому принято за базовый уровень требований энергетической эффективности зданий.
Постановление № 18 дает возможность органам исполнительной власти субъектов РФ принимать более жесткие меры для повышения энергоэффективности. Так в п. 17 Правил указано, что возможно «предусматривать в региональных программах энергосбережения и повышения энергетической эффективности более ранние сроки обеспечения выполнения требований энергетической эффективности в части уменьшения показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов».
Это снимает последние преграды для реализации Постановления Правительства Москвы № 900-ПП2. Напомним, что в данном документе ставится задача при проектировании нового строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых и общественных зданий снизить с 1 октября 2010 года нормируемое удельное потребление тепловой и электрической энергии на отопление, вентиляцию, кондиционирование, горячее водоснабжение, освещение помещений общедомового назначения и эксплуатацию инженерного оборудования на 25 % по сравнению с действующим на 1 июля 2010 года нормативом (СНиП 23-02–2003). С 2016 года еще на 15 %, а с 2020 года – еще на 20 %, т. е. всего на 60 %.
Важно, что с выходом Постановления № 18 отпадают сомнения в необходимости составлять энергетический паспорт здания на стадии проекта. Поскольку в п. 2 Правил говорится, что «Требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами».
Там же в п. 10 указано, что показатели из п. Правил 7 (цитируемом выше), «включаются в энергетический паспорт здания, строения, сооружения, требования к составу, форме и содержанию которого определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Также, согласно п. 7 «Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» (далее Требования), утвержденных тем же Постановлением № 18, говорится, что «класс энергетической эффективности включается в энергетический паспорт многоквартирного дома». А в п. 5 Требований указано, что класс определяется «исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических и нормативных значений показателей, отражающих удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, при этом фактические значения должны быть приведены к расчетным климатическим условиям для сопоставимости с нормативными значениями».
Все это свидетельствует о необходимости составления энергетического паспорта проекта здания на стадии разработки проектной документации на строительство и согласования его в экспертизе, где после сравнения расчетных и нормативных значений показателей, отражающих удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию, устанавливается класс энергетической эффективности здания исходя из проектных величин.
Далее в соответствии с положениями закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» при сдаче-приемке в эксплуатацию законченного строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом здания класс энергетической эффективности подтверждается органами государственного строительного надзора на основе результатов инструментально-расчетного контроля нормируемых энергетических показателей дома. В п. 13 Правил также записано, что «в гарантийных обязательствах по вводимому в эксплуатацию зданию во всех случаях предусматривается обязанность застройщика по обязательному подтверждению нормируемых энергетических показателей как при вводе дома в эксплуатацию, так и по последующему подтверждению не реже чем 1 раз в 5 лет».
В п. 3 Требований указано, что «класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений класс энергетической эффективности может быть установлен по решению застройщика или собственника».
Энергетический паспорт зданий
Предложения к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, а также зданий общественного назначения были переданы в Минрегионразвития РФ в середине 2010 года. Поскольку может возникнуть необходимость определения для перечисленных сооружений класса энергетической эффективности, то проектировщики и экспертиза должны быть готовы выполнить соответствующие расчеты. Основные тезисы с таблицей классов энергетической эффективности сформулированы в [1].
Следует также отметить, что НП «АВОК» по заданию руководителя Комплекса градостроительной политики и строительства г. Москвы в III квартале 2010 года разработал «Стандарт требований по составу и содержанию энергетического паспорта проекта энергоэффективного жилого и общественного здания с методикой определения классов энергоэффективности и методикой расчета составляющих теплового баланса здания и показателя энергоэффективности». Данный документ согласован с основными проектными организациями города, ЦНИИЭП жилища, Москомархитектурой, Департаментом топливно-энергетического хозяйства Москвы, одобрен экспертной комиссией по новой технике Департамента городского строительства. В соответствии с поручением рассматриваемого Постановления № 18 данный документ передан в Минэнерго РФ как «Руководство по составу и расчету энергетического паспорта проекта здания, составленного на основании проектной документации» (далее Руководство).
Теплопотребление здания
В расчет показателей энергоэффективности энергетического паспорта проекта здания внесены дополнения, учитывающие положения закона № 261-Ф3. Согласно требованию данного закона, осуществлять с 2012 года поквартирный учет тепловой энергии на отопление, появляется заинтересованность жителей в сокращении теплопотребления по сравнению с нормируемым значением в периоды меньшей потребности. Ожидаемая экономия энергии от реализации этого решения автором оценивается:
- в размере 10 % от годового теплопотребления на отопление в случае сохранения в здании систем отопления с вертикальным стояками, объединяющими отопительные приборы комнат разных квартир, и с установкой на каждом отопительном приборе теплоизмерителя. По сумме показаний теплоизмерителей, установленных в квартире, оценивается доля теплопотребления на отопление каждой квартиры от измеренного общего теплопотребения на вводе в дом;
- в размере 15 % от годового теплопотребления на отопление при устройстве поквартирных систем отопления, когда к вертикальным двухтрубным стоякам, проходящим, например, по лестничной клетке, присоединяется горизонтальная квартирная система отопления через узел подключения с отдельным теплосчетчиком на каждую квартиру.
В дальнейшем, по мере получения статистических данных приведенные проценты экономии могут быть уточнены.
Эффект от поквартирного учета тепловой энергии учитывается введением в формулу определения годового теплопотребления на отопление Qhy множителя (1 – ξ), где ξ – коэффициент, учитывающий наличие в проекте измерения фактического теплопотребления на отопление квартиры. В первом рассмотренном случае ξ будет равен 0,1, во втором – 0,15.
Водопотребление здания
Аналогичная ситуация при пользовании горячей и холодной водой на бытовые нужды. Опыт показывает, что при расчете по квартирным водосчетчикам наблюдается сокращение расхода воды на 40 % по сравнению с нормируемой3 величиной при обеспечении минимально необходимого уровня давления в точках водоразбора.
При расчете энергетического паспорта проекта здания нормируемая величина водопотребления3 составляет: холодной воды 145 л/чел. и горячей – 105 л/чел. в средние сутки за отопительный период.
В уточненной методике расчета энергетического паспорта вводится понижающий коэффициент на водопотребление в зависимости от доли квартир в доме, в которых установлены квартирные водосчетчики, и определение среднесуточного расхода холодной Vcw и горячей Vhw воды [м3/сут.] будет производиться по формулам:
Vcw = 145 • m • (1 – 0,4 Куч/Ккв)•10-3
Vhw = 105 • m • (1 – 0,4 Куч/Ккв)•10-3,
где m – число пользователей (жителей), чел;
Куч – количество квартир в доме, в которых установлены водосчетчики, шт.;
Ккв – количество квартир в доме, шт.
На стадии разработки проектной документации предполагается, что во всех квартирах установлены водосчетчики, как это должно быть в соответ-ствие с требованиями закона № 261-ФЗ. Отношение Куч/Ккв = 1 и, соответственно, получается 40 %-ное сокращение потребления горячей воды. В условиях эксплуатации это сокращение водопотребления будет уменьшаться по мере возрастания числа квартир, в которых расчет выполняется не по водосчетчикам.
Годовое теплопотребление на горячее водоснабжение определяется с учетом выключения системы на ремонт в течение 14 суток в году и снижения уровня водоразбора в жилых домах в летний период на 10 %.
Электропотребление здания
В Постановлении № 18 в качестве одного из показателей энергоэффективности выступает удельный годовой расход электрической энергии на общедомовые нужды (см. п. 7 Правил), поэтому в расчет энергетического паспорта проекта многоквартирного дома включена методика определения этой величины с учетом выполнения следующих энергосберегающих мероприятий:
- замена для искусственного освещения общедомовых помещений (лестничная клетка, вестибюли, лифтовые холлы, межквартирные коридоры) ламп накаливания (ЛН) на энергосберегающие лампы (светодиодные или компактные люминесцентные лампы (КЛЛ)), оснащенные датчиками движения или автоматического отключения через заданный период после ручного включения;
- в техподпольях, чердаках и лифтовых шахтах ЛН мощностью 75–100 Вт заменяются на КЛЛ мощностью 11–15 Вт;
- станции управления лифтами, двигатели насосов и вентиляторов доукомплектовываются устройствами, компенсирующими реактивную мощность, кроме того, лифты снабжаются совершенными программами управления.
Годовое электропотребление на искусственное освещение общедомовых помещений многоквартирных домов, Et.жy, кВт•ч, а также нагрузку слаботочных устройств и мелкого силового оборудования4, оцениваемое как 5 %-ную надбавку к годовому электропотреблению на освещение, определяют по формуле:
Et.жy = ΣNt.ж zуу Kt,
где Nt.ж – электрическая нагрузка искусственного освещения, определяемая исходя из нормируемой освещенности помещений по максимально допустимой удельной установленной мощности на м2 помещения с учетом коэффициента полезного действия применяемых светильников и световой отдачи применяемого источника света:
Nt.ж = W • А • ζt,
где W – удельная мощность, Вт/м2 (табл. 1);
А – площадь освещаемого помещения, м2;
ζt – коэффициент полезного действия примененных
светильников;
zyy – годовое число часов использования максимума, принимать
по табл. 2;
Kt – характеризует наличие датчиков движения: при их
применении Kt равен 1,05, при отсутствии – 1,0.
Таблица 1 Максимально допустимая удельная установленная мощность искусственного освещения исходя из нормируемой освещенности* |
||||||||||||
|
||||||||||||
*Значения даны с учетом мощности пускорегулирующих устройств. |
Таблица 2 Годовое число часов использования максимума осветительной нагрузки, zyy для общедомовых помещений многоквартирных домов и электропотребления лифтами |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
* При постоянной работе в периоды недостаточной освещенности. ** При применении датчиков движения или автоматического отключения через заданный период. *** При применении более совершенной программы управления лифтами. |
Расчет показателей энергоэффективности многоквартирных домов типовых серий
В соответствии с Руководством по составу и расчету энергетического паспорта проекта здания, дополнительные положения которого были изложены выше, были выполнены расчеты показателя энергоэффективности многоквартирных домов типовых серий, предполагаемых для строительства в Москве с 2011 года. Другими словами зданий, соответствующих5 классу «В+» с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период не менее 71 кВт•ч/м2 общей площади квартир, а с учетом горячего водоснабжения и расхода электроэнергии на освещение общедомовых помещений и на лифты – не менее 160 кВт•ч/м2 в год.
В качестве дополнительных энергосберегающих мероприятий было принято повышение теплозащиты здания до приведенного сопротивления теплопередаче стен не менее6 3,5 м2•°С/Вт, окон в квартирах не менее7 0,8 м2•°С/Вт, цокольных и чердачных перекрытий (дома типовых серий проектируются с «теплым чердаком», выполняющим роль сборной камеры удаляемого из квартиры воздуха) – не менее 4,2 м2•°С/Вт, для зданий выше 9 этажей достигается без дополнительного утепления перекрытий.
Кроме того, теплоснабжение каждого здания предусмотрено осуществлять от автоматизированного ИТП с размещением в нем водонагревателей горячего водоснабжения и автоматизированного узла управления системы отопления (АУУ) с настройкой контроллера на поддержание температурного графика с учетом выявленного запаса в системе отопления и увеличивающейся доли бытовых тепловыделений в тепловом балансе здания с повышением температуры наружного воздуха [2]. Отопительные приборы оборудованы термостатами, позволяющими управлять их теплоотдачей; измерителями теплопотребления, по показаниям которых определяется доля теплопотребления каждой квартиры от количества тепловой энергии, израсходованной на отопление дома и измеренной на вводе в дом. В каждой квартире также установлены регулятор давления и водосчетчики на горячую и холодную воду, двухтарифные электросчетчики. Выполнены также перечисленные энергосберегающие мероприятия при освещении общедомовых помещений и на лифтах.
Результаты расчета по всем действующим типовым сериям приведены в табл. 3. Расчеты выполнены на заселенность зданий исходя из 20 м2 общей площади квартир на человека, воздухообмена 30 м3/ч на человека и бытовых тепловыделений 17 Вт/м2 площади жилых комнат. В табл. 3 приведены для сведения достигнутые ДСК приведенные сопротивления теплопередаче стен одного типового этажа без проемов и оконных блоков квартир, а также коэффициенты сопротивления теплопередаче, определяемые по Приложению Г СНиП 23-02–2003: трансмиссионный через наружные ограждения и условный вентиляционный, включая инфильтрацию, – для сопоставления между собой, какая доля теплопотерь падает на нагрев вентиляционного воздуха, а какая через наружные ограждения.
Таблица 3 (подробнее) Результаты расчета показателей энергоэффективности многоквартирных домов типовых серий массового строительства в Москве, модернизированных в соответствии с Постановлением № 900-ПП |
Как видно из табл. 3, показатель тепловой энергоэффективности – удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период каждого здания не превышает нормируемого8 – не выше 71 кВт•ч/м2 плюс допускаемое отклонение в 2 %. Суммарный показатель энергетической эффективности с учетом пересчета электрических киловатт-часов в тепловые с повышающим коэффициентом 2,5 на выработку электроэнергии с низким кпд, также не превышает нормируемых 160 кВт•ч/м2.
Это свидетельствует о том, что реализация перечисленных выше энергосберегающих мероприятий позволяет осуществить 25 % экономию энергии из затрачиваемых сегодня на энергоснабжение многоквартирных домов типовых серий (для домов по индивидуальным проектам достичь этого еще легче), не прибегая к применению широко у нас не опробованных и затратных решений, связанных с утилизацией теплоты вытяжного воздуха, тепловых насосов, использование энергии солнца и других возобновляемых источников энергии.
Экономия энергии от отдельных энергосберегающих решений
Исходные данные.
На примере наиболее распространенной серии П44Т/17Н1 можно проследить, каков вклад каждого энергосберегающего решения в повышение тепловой (на отопление и вентиляцию) энергоэффективности дома.
Дом – представитель этой серии, собранный из блок-секций 1-2, 1-1, 1-1э и 4-3 и запроектированный до 01 октября 2010 года при расчетной заселенности 20 м2 общей площади квартир на одного жителя и приведенном сопротивлении теплопередаче наружных ограждений: стен – 3,3 м2•°С/Вт, окон – 0,6 м2•°С/Вт, глухой части балконных дверей и входных дверей в подъезд – 0,8 м2•°С/Вт, покрытия ЛЛУ и машинного отделения лифтов – 1,04 м2•°С/Вт, перекрытий под эркерами – 2,8 м2•°С/Вт, чердачных перекрытий – 0,3 м2•°С/Вт при расчетной температуре воздуха в «теплом» чердаке tв = 17 °С и цокольных перекрытий – 0,57 м2•°С/Вт при tв = 15 °С, имеет удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период – 101,7 кВт•ч/(м2•год).
Система отопления вертикально-однотрубная с термостатами на отопительных приборах, подключена к тепловым сетям от ЦТП через неавтоматизированный узел управления.
Вентиляция – с естественным побуждением, приток неорганизованный через приоткрытые фрамуги окон с нагревом наружного воздуха от системы отопления в объеме 30 м3/ч на одного жителя.
Удельные бытовые тепловыделения приняты 17 Вт/м2 площади пола жилых комнат.
Достигнутая экономия.
Увеличение приведенного сопротивления теплопередаче наружных стен до 3,7 м2•°С/Вт по всему фасаду, за исключением оконных и дверных проемов, в год дает экономию 2,8 кВт•ч/м2 площади квартир дома вместе с полезной площадью нежилых помещений первого этажа или 2,7 % от базовой величины (действующей до 01 октября 2010 года).
Увеличение сопротивления теплопередаче окон и светопрозрачной части балконных дверей квартир до 0,9 м2•°С/Вт, а глухой части балконных дверей до 1,5 м2•°С/Вт дает экономию 14,5 кВт•ч/м2 или 14,3 %, в том числе за счет применения в стеклопакете К-стекла вместо И-стекла в предыдущей конструкции – 3,3 % (за счет большего пропускания солнечной радиации через К-стекло).
Таким образом, стены и окна позволяют увеличить энергоэффективность на 17 %. Окна ЛЛУ остаются прежней конструкции, как и чердачные, и цокольные перекрытия, которые с учетом расчетной температуры воздуха в «теплом» чердаке и техподполье имеют эквивалентное сопротивление теплопередаче не ниже требуемого8 – 4,2 м2•°С/Вт.
Кроме того, 9,3 % экономии создается за счет повышения среднегодовой температуры9 на 1,7 °С за последнее десятилетие по сравнению с периодом 1961–1990 годов, с тенденцией сохранения такого повышения в будущем, в том числе за период октябрь-апрель 2000–2010 годов – на 1,6 °С. Таким образом, средняя температура воздуха за отопительный период составит –3,1 + 1,6 = –1,5 °С. Расчетное число градусо-суток отопительного периода для жилых и общественных зданий с расчетной температурой внутреннего воздуха 20 °С получаем следующим образом10: (20+1,5)·214 = 4 600 °С•сут. Это и принято в расчетах энергопотребления при составлении Энергетического паспорта.
Еще 12 кВт•ч/м2 или 11,7 % экономится за счет оптимизации автоматического регулирования и учета потребления тепловой энергии на отопление – установки автоматизированных узлов управления систем отопления с переходом на ИТП и осуществления поквартирного учета тепловой энергии на отопление в соответствие с требованиями закона № 261-ФЗ.
С учетом изложенного достигается значение удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период 63,1 кВт•ч/м2 при требуемом – не более 71 кВт•ч/м2, а общая экономия теплопотребления на отопление и вентиляцию дома-представителя серии П44Т/17Н1 составила 38 % по сравнению с базовой величиной 101,7 кВт•ч/м2. Проекту дома этой серии может быть присвоен высокий класс энергоэффективности «В+».
Далее были выполнены расчеты, оценивающие, а каким образом можно добиться 40 % экономии энергии по сравнению с базовым значением, т. е. при выходе на уровень 2016 года по московским требованиям или 2020 года по требованиям Постановления № 18.
В качестве примера принят 11-этажный 4-секционный жилой дом с верхним и нижним техническими этажами.
Устанавливаем11 целевые показатели повышения теплозащиты наружных ограждающих конструкций многоквартирных домов с 2016 года до приведенного сопротивления теплопередаче наружных стен не менее 4,0 м2•°С/Вт, совмещенных покрытий – 6,0 м2•°С/Вт, чердачных и цокольных перекрытий – 5,2 м2•°С/Вт, окон и балконных дверей квартир – 1,0 м2•°С/Вт.
Принимаем подключение системы отопления к тепловым сетям через автоматизированный узел управления (АУУ) с квартирными системами отопления, тогда эффективность авторегулирования отопления на вводе ζ будет равна 1,0. Система отопления запроектирована с квартирным учетом тепла (ξ = 0,15). Расчетный удельный расход тепловой энергии на отопление здания за отопительный период составит qhdes = 55,2 кВт•ч/м2, что соответствует требованиям11 для жилых зданий выше 11 этажей (qhreq не более 58 кВт•ч/м2). Следовательно, проект здания удовлетворяет требованиям энергосбережения в строительстве и ему может быть присвоен класс энергоэффективности «В++»: (55,2 – 95) • 100/95 = –42 %.
Общее удельное энергопотребление на отопление и вентиляцию (55,2 кВт•ч/м2), горячее водоснабжение (64,1 кВт•ч/м2), освещение мест общего пользования и эксплуатацию общедомового инженерного оборудования и лифтов (8,27 кВт•ч/м2): q = 55,2 + 64,1 + 8,27·2,5 = 140 кВт•ч/м2, что выше целевого показателя11 – не более 130 кВт•ч/м2.
Чтобы добиться целевого показателя энергоэффективности
здания дополнительно применяем такое энергосберегающие мероприятие, как
утилизация тепла вытяжного воздуха для нагрева приточного. Сейчас в общих
теплопотерях
(Kmhy = Kmtr + Kminf.hy = 0,37 + 0,51 = 0,88 Вт/(м2•°С))
составляющая на нагрев воздуха для вентиляции равна 0,51 • 100/0,88 = 58 %.
При применении центральной системы утилизации тепла
вытяжного воздуха роторного типа с коэффициентом эффективности 0,8 и
использова-нии притока только в 40 % квартир, условный инфильтрационный
коэффи-циент теплопередачи для определения годового теплопотребления на
отопле-ние составит:
Kminf.hy = 0,456 • (1 – 0,8 • 0,4) + 0,029 + 0,025 = 0,365
Вт/(м2•°С),
где 0,456 – доля жилой части дома, 0,029 – помещений ЛЛУ, 0,025 –
нежилой части дома, в сумме – 0,51 Вт/(м2•°С). Тогда составляющая на нагрев
воздуха для вентиляции в общих теплопотерях уменьшится до 0,365 • 100/(0,37 +
0,365) = 50 %, а расчетный удельный расход тепловой энергии на отопление здания
за отопительный период qhdes будет равен 44,5 кВт•ч/м2.
В результате общее удельное энергопотребление снизится до
q
= 44,5 + 64,1 + 8,27•2,5 = 129,3 кВт•ч/м2, что удовлетворяет целевому
показателю11 на 2016 год.
Таким образом, достигнуть 40 %-ной экономии энергии по сравнению с базовым значением можно за счет дальнейшего повышения теплозащиты здания до приведенного сопротивления теплопередаче стен до 4 м2•°С/Вт и окон 1,0 м2•°С/Вт, а также за счет применения утилизации тепла вытяжного воздуха для нагрева приточного дополнительно к тем мероприятиям, которые были использованы в предыдущем примере домов типовых серий.
Литература:
1. Ливчак В. И. Энергетический паспорт здания – инструмент повышения его энергоэффективности // Энергосбережение. 2010. № 8.
2. Ливчак В. И. Последовательность в исполнении требований повышения энергоэффективности многоквартирных домов // Энергосбережение. 2010. № 6.
1 Приказ Минрегионразвития РФ от 28 мая 2010 № 262 «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений».
2 Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве».
3 Согласно СНиП 2.04.01–85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».
4 Щитков противопожарных устройств, приборов автоматики и учета, очистных устройств мусоропроводов, подъемников для инвалидов
5 Согласно Постановлению Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве»
6 Базовое значение по нормам СНиП 23-02–2003 составляет 3,13 м2•°С/Вт.
7 Базовое значение 0,56 м2•°С/Вт оставлено для окон и балконных дверей наружных переходов ЛЛУ.
8 Согласно Постановлению Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве».
9 Отмеченного в Постановлении Правительства Москвы от 20 апреля 2010 N 333-ПП. «Об организации работ по переходу городского хозяйства Москвы на энергоэффективные технологии в условиях климатических изменений».
10 Автором статьи готовится обоснование изменений нормируемых значений температур наружного воздуха при проектировании систем отопления и теплоснабжения зданий в г. Москве в связи с климатическими изменениями, согласно Постановлению Правительства Москвы № 333-ПП.
11 Согласно Постановлению Правительства Москвы от 5 октября 2010 года № 900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве».
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №2'2011
Подписка на журналы