Энергосбережение в мегаполисе
Устойчивое развитие экономики мегаполиса напрямую зависит от эффективной и надежной работы городского энергетического хозяйства. Москва – один из крупнейших городов мира и самый большой по площади и численности населения город России. Столица ежегодно расходует порядка 30,5 млн т. у. т., свыше 90 % которого используется топливно-энергетическим комплексом города для выработки электрической и тепловой энергии.
Энергосбережение в мегаполисе
Устойчивое развитие экономики мегаполиса напрямую зависит от эффективной и надежной работы городского энергетического хозяйства. Москва – один из крупнейших городов мира и самый большой по площади и численности населения город России. Столица ежегодно расходует порядка 30,5 млн т. у. т., свыше 90 % которого используется топливно-энергетическим комплексом города для выработки электрической и тепловой энергии.
В Москве действует Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года», утвержденная Постановлением правительства Москвы от 28 октября 2008 года № 1012-ПП.
Целями Программы являются:
- обеспечение режима надежного, бездефицитного энергоснабжения экономики Москвы;
- создание благоприятных условий для превращения энергосбережения в привлекательную сферу для бизнеса;
- активное вовлечение всех групп потребителей в энерго- и ресурсосбережение.
Повышение эффективности использования всех видов топливно-энергетических ресурсов в Москве обеспечит снижение объема их потребления до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа для Москвы реализовать запланированный темп социально-экономического развития города.
Решение проблемы надежного энергообеспечения столицы только за счет развития генерирующих мощностей (без реализации энергосберегающих программ) неизбежно приведет к росту выбросов вредных веществ в атмосферу и дальнейшему ухудшению экологической ситуации. В целях синхронизации требований к энергообеспечению и энергосбережению с учетом климатических изменений в Программе предусмотрена возможность привлечения средств для софинансирования проектов, обеспечивающих снижение выбросов парниковых газов через механизм «проектов совместного осуществления» по ст. 6 Киотского протокола.
23 ноября 2009 года принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определил комплекс правовых, экономических и организационных мер, направленных на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности.
8 декабря 2009 года правительством Москвы был рассмотрен вопрос о ходе реализации действующей городской целевой программы, по результатам рассмотрения которого мэром Москвы Ю. М. Лужковым были поставлены конкретные целевые задачи, направленные на реализацию вышеуказанного федерального закона.
В результате в конце декабря 2009 года правительством Москвы было принято Постановление от 29 декабря 2009 года № 1499-ПП «О ходе реализации Городской целевой программы “Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года”», в котором были изменены целевые показатели программы на 2010 год, а также принято решение по корректировке Программы на период 2011–2013 годов и перспективу до 2020 года.
Данным постановлением определена организационная структура по реализации программы энергосбережения в Москве:
1. Координационный совет, задачами которого будут:
- выработка единой городской политики и стратегии при реализации Программы;
- определение критериев и приоритетов, необходимых для принятия решений, по отдельным проектам;
- координация деятельности органов исполнительной власти Москвы;
- внесение предложений по совершенствованию законодательства;
2. Комиссия по энергосбережению, в компетенцию которой входит организация работы по реализации Программы и контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Решением Комиссии созданы:
- рабочая группа при Комиссии, задачами которой является рассмотрение возникающих вопросов при реализации Программы;
- рабочие группы в отраслевых и территориальных органах исполнительной власти, работа которых направлена на координацию деятельности по реализации Программы на местах.
Основными целями реализации городской политики по энергосбережению в 2010 году является обеспечение снижения по сравнению с 2008 годом:
- потребления тепловой энергии на территории города не менее чем на 10 %;
- потребления электрической энергии на территории Москвы не менее чем на 10 %;
- энергоемкости валового регионального продукта столицы на 5 %.
Общее конечное потребление энергетических ресурсов в Москве в 2008 году (без учета учреждений федерального подчинения) составило 30 372 тыс. т. у. т. Задание на экономию энергоресурсов Москвы при конечном потреблении в 2010 году составляет 3 037,2 тыс. т. у. т. (10 % от потребления в 2008 году).
Экономия энергоресурсов будет достигнута за счет проведения основных мероприятий по энергосбережению, реализация которых предполагается в общегородском масштабе, а также за счет набора различных типовых мероприятий по энергосбережению.
Наиболее масштабным из мероприятий является оптимизация загрузки генерирующих тепловых мощностей с использованием существующих связей для перевода нагрузки отдельных котельных на ТЭЦ и ГТС, которая, как планируется, даст в 2010 году эффект экономии природного газа в размере 885,06 тыс. т. у. т.
В целях достижения указанных задач в настоящее время правительство Москвы приступило к доработке действующей Городской целевой программы по энергосбережению. Кроме этого, осуществляется разработка отраслевых и окружных программ энергосбережения, а также собственных программ крупных потребителей.
В то же время в настоящий момент имеется ряд проблем, сдерживающих реализацию Федерального закона № 261-ФЗ, например, до настоящего времени уполномоченным федеральным органом – Министерством энергетики РФ – не утвержден реестр саморегулируемых организаций в области энергетических обследований и требований к форме энергетического паспорта, что не дает возможность проведения в порядке, предусмотренном федеральным законом, энергетических обследований.
Основными задачами по реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, поставленными правительством Москвы на 2010 год и ближайшую перспективу, будут являться:
1. Ресурсосбережение, направленное на:
- улучшение качества топлива;
- уменьшение потерь при транспортировке энергоресурсов;
- снижение потребления энергии конечными потребителями.
2. Уменьшение затрат на энергоресурсы в доле основного производства (потребления, услуг). Данные мероприятия достигаются за счет:
- проведения тарифной политики, направленной на энергосбережение и повышение энергетической эффективности;
- расширения действующих и введения новых механизмов рыночного регулирования;
- создания и реализации механизмов инвестиционной привлекательности для целей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
3. Использование дополнительных механизмов для привлечения инвестиций и увеличения экономического эффекта энергосбережения за счет использования положений Киотского протокола для одновременного повышения экологической и энергетической эффективности.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №4'2010
Подписка на журналы