Защита лифтов. Отведение спринклерных вод
Одним из системных решений этого вопроса стало спринклирование межквартирных лестнично-лифтовых холлов (перед каждой квартирой в Москве устанавливается по одному спринклеру орошения, в Санкт-Петербурге – два). В случае срабатывания системы спецпожаротушения происходит затопление межквартирного холла за счет большого количество воды, льющейся из спринклера. Лифтовые холлы, примыкающие к лестничному межквартиром холлу, по пожарным нормам отделены противопожарными дверями, однако практически нигде не имеется порогов.
Защита лифтов
Отведение спринклерных вод
В последние годы в Москве активно строятся высотные здания. Так, в рамках программы «Новое кольцо Москвы» до 2015 года планируется построить 60 высотных многофункциональных комплексов. Средняя высота небоскребов будет составлять 35 этажей, т. е. около 75 м. В силу своей специфики подобные здания имеют большую степень пожарной опасности в сравнении со зданиями обычной этажности.
Кроме того, в случае возникновения пожара, эвакуация из высотных зданий затруднена. Одной из причин этого является блокирование путей эвакуации продуктами горения и огнем. Все это привело к ужесточению норм пожарной безопасности высотных зданий.
Одним из системных решений этого вопроса стало спринклирование межквартирных лестнично-лифтовых холлов (перед каждой квартирой в Москве устанавливается по одному спринклеру орошения, в Санкт-Петербурге – два). В случае срабатывания системы спецпожаротушения происходит затопление межквартирного холла за счет большого количество воды, льющейся из спринклера. Лифтовые холлы, примыкающие к лестничному межквартиром холлу, по пожарным нормам отделены противопожарными дверями, однако практически нигде не имеется порогов. Зачастую эти двери фиксируются в открытом виде жильцами для удобства прохода и переноса крупных вещей. Поэтому были случаи, когда при несанкционированном срабатывании спринклеров в лестнично-лифтовые холлы поступала вода, которая находила себе самый простой путь и сливалась в лифтовые шахты. При этом происходило затапливание приямков, повреждалось оборудование, находящееся на стенах шахты. Любое затопление лифтовых шахт, как правило, останавливает лифт на просушку и ликвидацию аварии на 7–10 дней. Для борьбы с подобными случаями в зданиях, проектируемых для компании «Дон-строй», стали устанавливать водоотводящие трубы в сантехнических шахтах, которые обычно расположены в межквартирных лестничных холлах. Было принято решение отказаться от стяжки, т. е. полом в этих шахтах является бетонная плита перекрытия – своеобразный приямок. В дверях на уровне 2,5–3 см от пола оставляется проем в шахту, устанавливаются стальные стояки с вырезами сегментов труб, чтобы вода могла в них беспрепятственно уходить.
Сначала это встретило некоторое недопонимание со стороны пожарных служб города, которые утверждали, что это будет способствовать распространению дыма между этажами.
В дальнейшем вопрос был снят, т. к. дым скапливается именно под потолком, а не над полом, кроме того, действует система дымоудаления. Все это будет предотвращать распространение дыма.
Одной из наиболее действенных мер защиты лифтов от проникновения воды является повышение уровня точной остановки хотя бы на 25–30 мм от уровня чистого пола холла с изготовлением пандуса в толщине стены лифтовой шахты. Двери находятся внутри лифтовой шахты, а толщина стенки шахты с отделкой обычно занимает от 250 до 280 мм, поэтому сделанный на этом уровне пандус 25–30 мм, будет обеспечивать эффективную защиту лифтовых шахт от проникновения воды.
Обязательно должны устанавливаться перехватывающие лотки глубиной 50–80 мм, как раз на глубину стяжки, с отведением в ливневую канализацию спринклерных вод. Это возможно даже под потолком нижележащего этажа. Выполненное из стальных труб, это решение будет достаточно эффективным. Однако решающее слово должен сказать ВНИИПО.
Необходимо рассчитывать водоотведение с учетом всех спринклеров, которые сработают на данном этаже, а не одного. Можно поставить не один стояк водоотведения, а 2–3, по количеству сантехнических шахт на этаже. Это, в принципе, дело проектировщика.
И, конечно, самое главное, что необходимо сделать (при этом мы вторгаемся в зону полномочий лифтовых служб города) – обязательно устанавливать в лифтовых приямках датчики затопления, которые выводятся отдельным сигналом на пульт диспетчерской службы. Лифтовые службы сами должны быть заинтересованы в введении подобных требований, настаивать на изменении существующих нормативных документов с тем, чтобы обеспечить подобный контроль.
На сегодняшний день не существует нормативных документов, в которых были бы отражены требования к водоотведению спринклерных вод и защите лифтового хозяйства от возможного срабатывания систем спецпожаротушения. Действующие нормативы применяются к устройству и монтажу лифтов, которые относятся к подъемно-транспортным механизмам. Как правило, даже проектирование освещения лифтовых шахт заканчивается на стадии подведения кабелей электроснабжения с определенной нагрузкой и больше ничего не предпринимается. Дальнейшая работа по монтажу лифтов (даже установка светильников) осуществляется лифтовыми службами.
Подключение к cтояку |
Не следует забывать и еще об одном немаловажном факторе: в крупных городах прибытие пожарных расчетов может быть затруднено автомобильными пробками и они могут оказаться на месте только через 15–20 мин.
Как показывает практика, этого времени вполне достаточно, чтобы сработала система защиты лифтового хозяйства и лифты по затоплению концевых датчиков, стоящих в шахтах, или этажных датчиков, просто отключились.
В результате пожарные подразделения лишаются возможности подняться как можно ближе к очагу пожара на лифтах. Внесение соответствующих изменений в нормативные документы в этом случае зависит от МЧС России и противопожарных служб города. К сожалению, в настоящее время такие шаги не предпринимаются.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что надежная и безопасная работа инженерного оборудования зданий возможна лишь при комплексном подходе и взаимодействии всех участников процесса строительства и эксплуатации.
Уважаемые специалисты, свои вопросы вы можете присылать по электронной почте: santechnika@abok.ru
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №5'2009
Статьи по теме
- Автоматические системы водяного пожаротушения. Ответы на вопросы
Сантехника №6'2017 - Системы автоматического пожаротушения для современных подвесных потолков типа грильято
Сантехника №6'2017 - Испытания и проверка автоматических установок водяного и пенного пожаротушения
Сантехника №2'2021 - Коррозия в спринклерных системах
Сантехника №1'2015 - Системы противопожарной защиты. Установки водяного пожаротушения
АВОК №3'2017 - Проектирование автоматических установок пожаротушения. Вопросы и ответы
Сантехника №2'2017 - Энергосберегающие мероприятия в системах вертикального транспорта
АВОК №2'2011 - Узлы управления для спринклерных и дренчерных систем
Сантехника №6'2019 - Эффективность работы вертикального транспорта высотных зданий
АВОК №1'2017 - Применение установок пожаротушения тонкораспыленной водой для подземной автостоянки
Сантехника №6'2019
Подписка на журналы