Москва – пилотный регион при внедрении стандартов маркировки энергоэффективности оборудования
Москва выбрана пилотным регионом для внедрения стандартов маркировки энергоэффективности инженерного оборудования. Насколько сегодня актуальна такая маркировка энергопотребляющего оборудования в городе, и почему именно столица стала пилотным регионом?
Москва – пилотный регион при внедрении стандартов маркировки энергоэффективности оборудования
Москва выбрана пилотным регионом для внедрения стандартов маркировки энергоэффективности инженерного оборудования. Насколько сегодня актуальна такая маркировка энергопотребляющего оборудования в городе, и почему именно столица стала пилотным регионом?
Выбор Москвы как пилотного региона основан на том, что в ней размещены крупные торговые сети, и тем самым есть возможность оценить воздействие проектов по маркировке энергопотребляющего оборудования на потребителей с разным уровнем доходов. Столица является самым крупным рынком в стране по продвижению энергоэффективного оборудования потребителям, готовым платить за оснащение своих квартир. Кроме этого, она стала первым регионом в России, где разработана городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года» (далее – Программа), в которой кроме технических мероприятий предусматриваются также различные стимулирующие факторы к повышению эффективности использования энергоресурсов. Программа разрабатывалась по заказу Департамента топливно-энергетического хозяйства Правительства г. Москвы, и 28 октября 2008 было принято Постановление Правительства Москвы № 1012-ПП, согласно которому разработанная Программа утверждена и начинает действовать с 2009 года.
Особенность Программы состоит в том, что еще на этапе подготовки задания были предусмотрены не только технические меры и ограничения, но и включены мероприятия организационно-управленческого характера. Сформулировано, что нужно сделать Правительству Москвы для того, чтобы поставленная цель – повышение энергоэффективности – начала выполняться. Предварительно был проведен анализ большинства предыдущих программ по энергосбережению, действующих в России, и выявлены их недостатки. Как правило, программы составлялись как простой перечень технических мероприятий, суммировались данные всех промышленных предприятий, которые собирались внедрить энергоэффективные технологии. В городской целевой программе впервые сделана попытка подключить к решению проблемы такие моменты, как массовая пропаганда энергосбережения, разработка нормативно-правовых документов, проведение научно-исследовательских работ.
Одним из самых важных блоков является блок управления Программой энергосбережения, поскольку от него зависит выполнение заданий, указанных в Программе. В настоящее время, когда Программа уже утверждена Постановлением № 1012-ПП, формируется структура ее управления, и принимаются предложения от различных организаций и специалистов, способствующие ее выполнению.
Целью проекта по маркировке является демонстрация возможности повышения энергоэффективности и выявление препятствий для массового приобретения энергоэффективной техники соответствующей энергосберегающей маркировки. Другими словами задачу можно сформулировать так: выявление возможности оборудования при реализации потенциала энергосбережения в сфере потребления, определение готовности и мотивации потребителя к приобретению энергоэффективной техники.
Для достижения данной задачи рассмотрим потребности города в энергии и структуру потребителей. Городское хозяйство Москвы потребляет порядка 90 млн Гкал в год тепловой энергии и порядка 35 млрд кВт•ч электроэнергии. Самым крупным потребителем энергоресурсов (в пересчете на топливо) является население – 48 %. Промышленный и строительный комплекс – 18 %, и эта доля существенно снижается за последние годы. Вся бюджетная и федеральная сфера Москвы – 15 %, торговля и сфера услуг – 10 %, предприятия ЖКХ – 4 %, транспорт – 4 % и прочие потребители – 1 %. В общем структура потребления в Москве за последние годы существенно изменилась. К настоящему моменту, по сравнению с 1990 годом, потребление тепловой энергии в промышленности снизилось почти на 32 %, в коммерческом секторе – на 18 %, и только в жилищном секторе оно выросло на 5 % при увеличении жилищного фонда. Общее снижение потребления тепловой энергии в 2006 году по сравнению с 1990 годом составило 11 %. Потребление электрической энергии в бытовом потреблении увеличилось почти в 2 раза (на 96,5 %). Среднегодовой прирост потребления электроэнергии в этом секторе отмечается порядка 5–6 %. Наибольшее изменение претерпело потребление электроэнергии на освещение и использование в быту: в 2005 году на эти цели было выделено более 10 млрд кВт•ч электрической энергии, при том что в 1990 году всего 5,5 млрд кВт•ч. Это почти 30 % всего потребления электроэнергии в городе. То есть жилой сектор потребляет 30 % электроэнергии. И именно для него необходимо в первую очередь внедрение стандартов маркировки энергоэффективности электрооборудования. Безусловно, именно в жилом секторе нужно активно заниматься повышением энергоэффективности, что позволит получить максимальный энергосберегающий эффект.
Дефицит мощностей в течение года неравномерен. Например, когда наступает резкое похолодание, то энергетических мощностей не хватает. Так было в январе 2006 года, когда среднесуточное потребление в Московской области при температуре наружного воздуха -24 °С составило 16,2 ГВт, что повлекло за собой техногенную напряженность и необходимость ввода на предприятиях ограничений. В 9 января 2008 года при температуре наружного воздуха -13 °С потребление мощности достигло той же величины – 16,2 ГВт, но сбоя не было, поскольку за 2 года было проведено множество мероприятий по улучшению работы энергосистемы, и 9 января было выходным днем. Если проанализировать график пиковой нагрузки, то пиковое потребление возникает, как правило, в часы, когда промышленно-производственный сектор уже заканчивает свою работу, и жители возвращаются домой, массово включают электроприборы, для них начинает работать сфера услуг – торговые и торгово-развлекательные комплексы, т. е. с 17:00 до 21:00. Таким образом, наблюдается огромное, если не основное, влияние жилого сектора на распределение нагрузки, и маркировка оборудования позволяет снизить это влияние.
Несмотря на то что в Москве и Московской области строится много генерирующих мощностей, прокладываются новые электросети, вводятся в эксплуатацию и реконструируются подстанции, энергопотребление города растет очень быстро, и решить проблему нехватки энергии только традиционными методами – строительством генерирующих мощностей – уже невозможно, поэтому Правительством Москвы активно занимается внедрением энергосберегающих мероприятий. Единица, сэкономленная при потреблении, в генерации экономит порядка двух единиц, поскольку эту сэкономленную единицу не нужно производить, транспортировать и нести на эти процессы затраты. Получается, что сократить энергопотребление – самый дешевый и выгодный путь.
Для понимания возможности использования маркировки энергоэффективного оборудования необходимо оценить готовность населения приобретать соответствующую технику. Был проведен опрос среди жителей столицы. Ответы на заданные вопросы наглядно освещают сложившуюся ситуацию. Вот некоторые вопросы и ответы (цифры округлены для удобства восприятия).
Вопрос: будете ли вы обращать внимание при покупке бытовой техники на маркировку энергопотребления?
Ответы:
- всегда обращаю внимание на экономичность энергопотребляющего оборудования – 48 %,
- никогда не обращаю – 52 %.
А ведь энергосбережение в жилом секторе начинается с малого, например, с замены лампочек накаливания на энергосберегающие. Опрос на эту тему показал следующее.
Вопрос: много ли у вас дома энергосберегающих ламп?
Ответы:
- в квартире все лампы энергосберегающие – 9 %,
- решили провести частичную замену ламп – 48 %,
- вообще нет энергосберегающих ламп – 41 %.
Вопрос: планируете ли вы дома замену ламп на энергосберегающие?
Ответы:
- уже заменили – 13 %,
- проблема не важна – 46 %,
- хотят заменить лампы, но останавливает их высокая стоимость – 23 %,
- не хотят покупать лампы, считая, что эти затраты не окупаются – 16 %,
- не ответили – 2 %.
Наибольшее беспокойство вызывает тот факт, что 46 % безразлично относятся к вопросам повышения эффективности в своих квартирах. Напомню, что в городе проводился эксперимент, и в двух домах были полностью заменены традиционные лампы накаливания на энергосберегающие. В результате получили, что в суммарном потреблении при оснащении дома электроплитами эффект составил порядка 11 %, газовыми плитами – порядка 30 %, а это существенный эффект и над этим следует задуматься.
Вопрос: на ваш взгляд, вы экономно расходуете электроэнергию дома?
Ответы:
- экономлю электроэнергию – 30 %,
- не экономлю электроэнергию – 31 %,
- затруднились ответить – 37 %.
По результатам данного опроса можно сделать вывод, что люди зачастую не задумываются, а если задумываются, то не реализуют возможность экономить энергию в своих квартирах. То есть потенциал воздействия на эту группу потребителей очень велик. Именно здесь и нужно приложить основные усилия. Как показывает практика, в данном случае основное усилие – пропаганда, а маркировка оборудования тоже является пропагандой – показателем энергоэффективности. Конечно, вначале нужно довести до жителей города информацию о том, что энергосбережение выгодно и для города в целом, и для них самих в частности. А этого пока они не знают, поскольку об этом мало говорится в средствах массовой информации.
Ситуация должна измениться с началом действия городской целевой программы по энергосбережению, в которой есть специальная подпрограмма «Пропаганда энергосбережения в г. Москве». И структура управления Программой включает подразделение, которое должно заниматься только этим вопросом. Мировой опыт показывает, что порядка 10 % потребления можно снизить благодаря пропаганде и повышению информированности граждан. В Программе пока заложена более скромная цифра – 5 %, но и это позволит получить колоссальный эффект.
Что касается решения проблемы пикового потребления, т. е. преодоления в городе кризисной ситуации, то Программой предусмотрена подготовка мер оперативного энергосбережения. Готовится система мероприятий, работающая по следующей схеме: перед началом ожидаемых холодов энергетики могут рассчитать примерную величину энергопотребления при ожидаемом температурном минимуме, на основании чего делаются выводы по введению ограничений по мощности. Затем начинается интенсивное информационное воздействие на население о необходимости отключения электроприборов в пиковые часы: выступление известных лиц по радио, местному, кабельному телевидению и т. д. Конечно, не все отключат свои электроприборы, но как правило основная масса людей – сознательная, и эффект от этого будет существенный.
Возвращаясь к маркировке, необходимо отметить, что сейчас в Москве начинается проведение энергоаудита жилой и социальной сфер, и для этого в Программу уже заложено финансирование. Никто и никогда массово не занимался энергетическим обследованием жилого фонда. Энергоаудит позволит выстроить четкую схему, когда и в какой последовательности здания города будут маркироваться по эффективности.
Изменить ситуацию и способствовать процессу использования более энергоэффективного оборудования, пока жильцы не заинтересованы экономить, может появление управляющих компаний и ТСЖ. Программа должна реально показать эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий, чтобы энергосбережение стало выгодным для управленцев и бизнесменов, готовых инвестировать свои деньги. И это еще одна проблема на сегодняшний день: боязнь вложения средств в ЖКХ.
Одной из ключевых целей Программы является подпрограмма «Развитие нормативно-правовой базы энергосбережения», предусматривающая разработку новых нормативных и правовых документов, технических изменений законов Москвы и предложений в федеральные законы. Сейчас новый закон об энергосбережении находится на согласовании. Ситуация кардинально и быстро меняется, и это подтверждает Указ Президента РФ № 889 от 4 июня 2008 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», подписанный им в первый месяц своей работы.
Итак, маркировка оборудования, являющаяся основным и наиболее действенным инструментом энергосбережения, помогает решению задачи информированности покупателей об энергоэффективности приобретаемой им продукции и оборудования и способствует снижению энергопотребления города в целом. Рейтинг энергодефицитных регионов меняется, но сама проблема пока не решена, и количество городов с дефицитом по энергии возрастает.
Москва готова к эксперименту по внедрению стандартов маркировки энергоэффективности инженерного оборудования, чтобы в дальнейшем передать приобретенный опыт другим энергодефицитным регионам.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2009
Подписка на журналы