Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности
Одна из основных задач города – привлечение инвестиций на создание генерирующих мощностей и развитие распределительных подстанций. До 2020 года город должен выйти на уровень производства энергии в 22 тыс. МВт.
Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности
Если посмотреть на эффективность работы московской энергосистемы и сравнить ее с тем, что было 15 лет назад, то можно сделать вывод, что достигнуты значительные результаты. Нельзя не вспомнить, что начиная
с 90-х годов прошлого века московская энергосистема в вопросе приращивания мощностей генерации находилась на нулевой отметке. И только в 2005 году, после аварии на подстанции Чагино, Правительством Москвы и существовавшим тогда РАО «ЕЭС России» было принято, по сути, историческое решение по созданию новых мощностей генерации.
В то время Москва потребляла примерно 14,5 тыс. МВт в год энергии, поэтому ежегодно проводились профилактические мероприятия в целях сокращения энергопотребления в периоды пиковой нагрузки. Второй год подряд эта практика отменена. На сегодняшний день город может выдерживать максимум нагрузок при температуре -26 °С в течение недели, а это около 17,9 тыс. МВт, что позволяет обходиться без отключения других энергопотребителей. Это стало возможно благодаря тому, что только за последние годы было введено в эксплуатацию более 2 тыс. МВт новых генерирующих мощностей.
Одна из основных задач города – привлечение инвестиций на создание генерирующих мощностей и развитие распределительных подстанций. До 2020 года город должен выйти на уровень производства энергии в 22 тыс. МВт. |
Кроме того, были приняты и уже реализуются решения по развитию системы повышения распределительных подстанций. Процесс их реализации необходимо ускорить, т. к. если взять в целом городскую систему, а это примерно 100 распределительных подстанций, обслуживающих более 80 % территории города, то на данной территории полностью исчерпаны энергетические мощности на присоединение новых потребителей.
Экономика города планомерно развивается, и одна из основных задач – привлечение инвестиций на создание генерирующих мощностей и развитие распределительных подстанций. Если посмотреть на перспективу, то до 2020 года город должен выйти на уровень производства энергии в 22 тыс. МВт.
На сегодняшний день московская энергосистема, развивая свои генерации, примерно 3,5 тыс. МВт отправляет за пределы Москвы – в Московскую область. Поэтому развитие энергетики на данном этапе зависит не только от Москвы, но и от Московского региона в целом. И задача правительства Москвы объединить эти усилия, включая главного инвестора – Газпром, на развитие системы генерации мощностей.
Но сколько бы ни развивалась система генерации, сегодня в первую очередь необходимо думать о создании комплексной системы энергосбережения. Правительство Москвы ставит задачу таким образом, чтобы не только производить, но и, в первую очередь, экономить энергию.
Москва потребляет на сегодняшний день примерно 30 млрд м3 газа в год. И практически исчерпаны возможности увеличения транспортировки дополнительных объемов газа: газопровод, по которому поставляется газ в Москву, работает на пределе. Строительство нового – очень дорогостоящее мероприятие, к тому же оно займет несколько лет, поэтому, анализируя предложенные проекты такого строительства, можно сделать вывод, что оно практически невозможно, т. к. магистраль проходит по ряду заповедников.
Для решения вопроса обеспечения столицы энергией был проведен ряд правительственных заседаний, и принято решение разработать концепцию энергетической стратегии города, в которой основной акцент был сделан именно на экономию энергии.
Отметим некоторые основные работы, которые уже ведутся в городе и выполнение которых позволяет достигнуть существенного энергосберегающего и экономического эффекта.
1. Принятие городом исторической программы по капитальному ремонту жилого фонда (Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 года № 1032-ПП «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов г. Москвы “Ответственным собственникам отремонтированный дом” на 2008–2014 годы»). Из 213,5 млн м2 жилой площади к 2014 году намечено отремонтировать примерно 117 млн м2. Около 36 млн м2 составляют дома, подлежащих сносу (5-этажные), на их месте построят многоэтажные жилые комплексы с абсолютно новой планировкой и, что особенно важно, энергетически более эффективные. Внимательно изучив все аспекты капитального ремонта, специалисты пришли к выводу, что особое внимание необходимо уделять вопросам утепления фасадов и улучшения системы потребления тепловой энергии. Только утепление фасадов дает экономию потребления тепла 30 %. И эта задача уже решается: из 1 800 жилых зданий в 600 домах сейчас либо завершены, либо ведутся работы (будут завершены к февралю 2009 года) по ремонту и утеплению фасадов, включая окна и балконы. И здесь отрадно, что многие московские фирмы и предприятия активно включились в реализацию этой программы и предлагают новые системы управления подачи тепла, позволяющие городу отказаться от элеваторных узлов и перейти на энергоэффективные узлы управления.
2. К вопросам, требующим первоочередного решения, необходимо отнести потребление электрической энергии. Всем известно, что для получения на сегодняшний день заявленной мощности необходимо вложить существенные финансовые средства, в зависимости от региона от 46 до 104 тыс. руб./кВт. Но, к сожалению, заинтересованности руководителя предприятия в экономии электрической энергии нет, т. к. отсутствуют стимулы, поскольку сэкономленную мощность предприятие продать не может. Мер Москвы и Правительство города ставит перед собой задачу подготовить соответствующий законопроект о том, чтобы электро-энергия стала товаром. Это решит проблему реализации излишков электрической энергии владельцами с выгодой для них самих. Это тоже позволит получить значительный эффект в решении задачи сокращения энергопотребления.
3. На сегодняшний день бытовой сектор стал одним из основных потребителей электрической энергии. Если 15 лет назад основным потребителем электроэнергии был промышленный сектор, то сейчас баланс изменился. Поэтому именно в бытовом секторе скрыт огромный потенциал энергосбережения, и именно здесь необходимо наладить рациональное потребление электроэнергии. Для этого разработана программа по установке в жилых домах двухтарифных счетчиков.
4. Еще один важный вопрос касается продавца электроэнергии – ОАО «Мосэнергосбыт» – крупнейшей энергосбытовой компании страны. Но на этом рынке тоже должна быть конкуренция. И сейчас проводится ряд экспериментальных проектов, и отрабатываются возможности сотрудничества города с другими энергопоставщиками. Например, в Юго-Восточном и Восточном административных округах Москвы предлагается другому независимому поставщику электроэнергии – ООО «Русэнергосбыт» – показать возможности управления этим процессом.
Отдельной программой на заседании правительства были рассмотрены вопросы потребления электрической энергии на городском транспорте (метрополитен, трамвай, троллейбус). Предложены серьезные пути решения и технологии, которые позволят достичь экономии 25–30 %. Все это учтено и будет обязательно внедрено в транспортном секторе, который является вторым по величине потребителем электроэнергии в городской системе.
Для обеспечения столицы энергией была разработана концепция энергетической стратегии города, в которой главный акцент сделан именно на экономию энергии. |
На сегодняшний день можно с гордостью сказать о решении Правительства Москвы выполнять одновременное проведение капитального ремонта жилого фонда и ремонта всех инженерных коммуникаций. Это позволит устранить потери тепловой энергии, создать максимальные удобства для жителей столицы и в ближайшие 15–20 лет избежать необходимости возобновления ремонтных работ. В результате в период проведения работ по капитальному ремонту жилого фонда были привлечены все инженерные службы города, такие как ОАО «Московская теплосетевая компания», ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ОАО «МОЭК»), МГУП «Мосводоканал» и т. п., и ими были применены новые материалы при прокладке магистралей. Только ОАО «МОЭК» в два раза увеличило прокладку новых видов труб по системе вторичной разводки на территории жилого фонда. Сегодня, применяя новые материалы на прокладке тепломагистралей, достигается высокая эффективность. С каждым годом число аварийных отключений на тепломагистралях города за осенне-зимний период сокращается в разы. В 2007 году не произошло ни одной крупной аварии на тепломагистрали. Правительство будет продолжать работать в том же направлении.
Кроме того, начиная с 2009 года, будет сокращено на 30 % время проведения профилактических работ городских теплосистем в летний период – с трех до двух недель. Эта позиция Правительства Москвы полностью находит поддержку у москвичей.
Комплекс данных мероприятий позволит в ближайшие 3–4 года достичь серьезных результатов в вопросах экономии энергии.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №8'2008
Статьи по теме
- МОСКВА:ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
АВОК №8'2009 - XXVII конференция и выставка «Москва: проблемы и пути повышения энергоэффективности»
АВОК №8'2010 - Авторитетный общероссийский форум
Энергосбережение №7'2012 - Москва – энергоэффективный город
Энергосбережение №6'2017 - XVIII конференция-выставка «Москва – энергоэффективный город» II международный симпозиум «Энергетика крупных городов»
АВОК №1'2003 - XXII конференция и выставка «Москва – энергоэффективный город» и V Международный симпозиум «Энергетика крупных городов». Отчет
АВОК №8'2005 - XXIII конференция и выставка «Москва – энергоэффективный город» и VI международный симпозиум «Энергетика крупных городов»
АВОК №8'2006 - Каталог участников XXXV выставки «Москва – энергоэффективный город»
Энергосбережение №7'2018 - Москва – энергоэффективный город с 24 по 26 октября 2012 года
АВОК №7'2012 - XXIV конференция и выставка «Москва – энергоэффективный город» и VII международный симпозиум «Энергетика крупных городов»
АВОК №8'2007
Подписка на журналы