Некоммерческое
партнерство
инженеров
Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике
(495) 984-99-72 НП "АВОК"

(495) 107-91-50 ООО ИИП "АВОК-ПРЕСС"

АВОК ассоциированный
член
...
Реклама ООО "Катюша" | ИНН 1659212383 | Erid: 2VtzquyHfbr
Summary:

Об Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года

Описание:

22 июля 2008 года прошло заседание Правительства Москвы под председательством мэра города Ю. М. Лужкова, на котором рассматривался проект Энергетической стратегии г. Москвы на период до 2025 года. Были заслушаны доклады Е. В. Склярова, руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, и А. М. Карасевича, генерального директора ОАО «Газпром промгаз».

Об Энергетической стратегии города Москвы на период до 2025 года

22 июля 2008 года прошло заседание Правительства Москвы под председательством мэра города Ю. М. Лужкова, на котором рассматривался проект Энергетической стратегии г. Москвы на период до 2025 года. Были заслушаны доклады Е. В. Склярова, руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, и А. М. Карасевича, генерального директора ОАО «Газпром промгаз».

Потребность в разработке энергетической стратегии города вызвана рядом существенных проблем в топливно-энергетическом комплексе, а также необходимостью долгосрочного планирования и развития этой капиталоемкой отрасли. Энергетическая отрасль достаточно многоукладна, и ее непосредственное влияние на жизнеобеспечение и социальное развитие города очень велико.

В своем докладе Е. В. Скляров перечислил основные проблемы, стоящие перед топливно-энергетическим комплексом города, и представил проект разработанной энергетической стратегии, сформулировав ключевые положения энергетической политики, которые должны осуществляться Правительством Москвы для реализации этой стратегии.

Основными целями Энергетической стратегии являются:

  • определение ключевых проблем в энергетике города и региона;
  • выбор и обоснование основных направлений развития энергетического комплекса;
  • формирование единой энергетической политики Москвы.

К ключевым проблемам энергетики города и региона отнесены: отсутствие централизованного скоординированного планирования энергетического развития региона, отсутствие долгосрочного планирования, старение оборудования, снижение надежности, монотопливный баланс, проблемы пиковых нагрузок и эффективности использования ресурсов.

На основании Генерального плана развития г. Москвы на период до 2025 года, а также прогнозных оценок развития региона, определены потребности в основных энергоресурсах до 2025 года. Потребность города в тепловой энергии с учетом энергосбережения составит 116–120 млн Гкал в год, что на 16–20 % больше, чем в настоящее время. Среднегодовой темп роста ожидается 0,7–0,9 %. Потребность города в электрической энергии составит 80,7–95,8 млрд кВт•ч, или рост в 1,7–2 раза. Среднегодовой темп роста – 2,8–3,7 %. Ожидаемая максимальная нагрузка составит от 15,9 до 18,8 ГВт при расчетной нагрузке в осенне-зимний период 2007–2008 годов 9,7 ГВт по Москве. Потребность же Московского региона в электрической энергии составит 165,3 млрд кВт•ч и достигнет – 183,4 , т. е. рост в 1,9–2,1 раза.

Среднегодовой темп роста ожидается на уровне 3,2–3,8 %. Ожидаемая нагрузка при этом составит 31–34,6 ГВт, а для сравнения, расчетная нагрузка прошедшего осенне-зимнего периода составляла 17,7 ГВт.

Потребность в газе определена в объеме 36,2–38 млрд м3, для сравнения, фактическое потребление 2007 года составило 27,8 млрд м3. Потребность же региона в целом оценивается в 61,2–67,4 млрд м3 при фактическом потреблении за прошедший период 45,4 млрд м3.

За основу был принят вариант топливно-энергетического комплекса Москвы, ориентированный на ликвидацию отрицательного сальдо-перетока электрической энергии. А в качестве главного критерия, определяющего развитие топливно-энергетического комплекса Москвы, принято количество тепловой энергии, необходимой и достаточной для централизованного отопления потребителей в зимний период при среднесуточной температуре -26 °С.

Энергетической стратегией в качестве основных направлений развития топливно-энергетического комплекса предложено следующее:

  • Выработка электрической энергии преимущественно на тепловом потреблении.
  • Повышение коэффициента полезного использования топлива при комбинированной выработке тепла и электроэнергии до 80–85 %.
  • Сокращение встречных потоков природного газа и электроэнергии между Москвой и Московской областью.
  • Снижение темпов роста электрогенерации в Москве за счет энергосбережения и опережающего строительства генерирующих мощностей на территории как Московской области, так и близлежащих регионов.
  • Расширение возможностей региона по приему мощности из Объединенной энергетической системы Центра (ОЭС Центр) по сети 500 и 750 кВ.
  • Диверсификация топливного баланса Московской области и близлежащих регионов с увеличением доли угольной генерации атомной энергетики.
  • Обеспечение пикового спроса и выравнивание графика нагрузок.

На основании принятых направлений развития предложена энергетическая политика города как инструмент для выполнения координирующих и контролирующих функций Правительства Москвы.

Энергетическая политика Москвы сформирована из 4-х разделов: техническая и энергосберегающая политика, энергетическая безопасность, экологическая политика и тарифная политика. В свою очередь каждый раздел имеет ряд прикладных направлений.

Техническая политика в направлении генерации предусматривает: реконструкцию и развитие ТЭЦ на основе парогазовых технологий; выработку электроэнергии преимущественно на тепловом потреблении; развитие малых и средних ТЭЦ на базе тепловых станций; передачу тепловой нагрузки в летний период с тепловых станций на ТЭЦ; ограничение развития генерирующих мощностей в Москве до уровня максимальной электрической нагрузки потребителей города, ориентировочно – 4,1 ГВт; покрытие дефицита электрической мощности Московского региона дополнительным развитием мощности в ОЭС Центра.

По теплоснабжению предусматривается: приоритетное развитие централизованного теплоснабжения на базе теплофикации; формирование единой программы развития теплоснабжения города; повышение надежности теплоснабжения путем создания вариативных и резервных систем; учет и автоматическое регулирование отпуска потребления тепла; приведение договорных тепловых нагрузок в соответствие с фактическими; внепиковое использование электроэнергии на обогрев помещений при длительных похолоданиях.

По электроснабжению предусматривается: развитие линий электропередач 500–700 кВ и подстанций для приема электрической энергии из ОЭС Центра; строительство второго кольца в 500 кВ и новых подстанций; реконструкция и строительство сетей в ПО – 120 кВ и подключение новых нагрузок на уровне до 1 000 МВА в год; развитие распределительной электрической сети города на напряжение 20 кВ; замена воздушных линий электропередач кабельными с повышенной пропускной способностью.

По разделу «Энергетическая безопасность» были отмечены такие предложения: диверсификация топливного баланса; развитие электрических сетей для увеличения возможности приема энергии из других регионов; создание автономных аварийных источников питания у наиболее ответственных потребителей.

В разделе «Экология» предложено: снижение удельного энергопотребления через реализацию мероприятий городской целевой программы энергосбережения; ограничение развития генерирующих мощностей в Москве до уровня максимальной электрической нагрузки потребителей; развитие нетрадиционных источников энергии.

Тарифной политикой предлагается внедрение дифференцированных тарифов на электрическую энергию для выравнивания пиковых нагрузок, применение двухставочного тарифа на тепловую энергию, дифференциация цены на газ по сезону.

Основными механизмами реализации энергетической стратегии города будут являться: разработка самой Генеральной схемы энергоснабжения города, разработка программ реализации Генеральной схемы по отраслям, совершенствование правовой и нормативной базы, ценовая и налоговая политика, мониторинг реализации стратегии.

Основные результаты работы по подготовке энергетической стратегии были представлены в докладе А. М. Карасевича, где отмечено, что темпы роста валового регионального продукта (ВРП) Москвы опережают общероссийские: за период 2000–2006 годы рост ВРП Москвы составил 64 %, в то время России – 50,6 %. В последние годы идет процесс снижения энергоемкости и газоемкости ВРП Москвы.

Стратегией рассмотрено несколько вариантов развития генерирующих мощностей.

Вариант 1 соответствует генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года и программе Правительства Москвы по строительству и реконструкции генерирующих мощностей. Располагаемая мощность ТЭЦ Москвы составляет 17,5 ГВт и будет существенно превышать максимальную нагрузку потребителей города – 14,1 ГВт. Избыток мощности в Москве будет составлять около 20 %, а производство электроэнергии превысит ее потребление на 25 %. Московский регион при этом будет иметь дефицит мощности от 1,4 до 1,9 ГВт.

Вариант 2 (энергосберегающий), рекомендуемый в энергетической стратегии. Развитие генерирующих мощностей Москвы на уровне 2020 года предполагается ограничивать величиной 14,1 ГВт. Снижение ввода генерирующих мощностей на территории Москвы по сравнению с вариантом 1 составит 3,4 ГВт, т. е. почти на 20 %. По умеренному росту электропотребления дефицит мощности Московского региона составит от 3,2 до 4,8 ГВт, а по интенсивному – 5,3 ГВт. Следует заметить, что в 2007 году институтом «Энергосетьпроект» выполнена корректировка схемы развития ОЭС Центра на период до 2020 года. Дефицит Московского региона оценен в пределах 3,7–4 ГВт с его покрытием от соседних энергоизбыточных регионов.

Избытки генерирующих мощностей ожидаются в следующих энергосистемах: Тверской – более 4 ГВт; Костромской, Рязанской, Смоленской – около 1,8 ГВт в каждой. При этом ОЭС Центра предусматривает резерв мощности около 10 ГВт, или 17 %. Поэтому некоторое увеличение дефицита генерирующих мощностей в Московском регионе не вызовет существенных проблем в развитии ОЭС Центра.

Вариант 3 (резервный) рассмотрен на случай возникновения каких-либо непредвиденных ситуаций, например, задержка с вводом ОЭС в соседних регионах, с сооружением ЛЭП и другое, и предусматривает дополнительное развитие мощностей в городе и в области.

Разработка энергосберегающего варианта развития энергетического комплекса Москвы производилась при следующих предпосылках: тепловая нагрузка ТЭЦ «Мосэнерго» к 2020 году позволит наиболее эффективно эксплуатировать ПТУ с суммарной электрической мощностью 11–12 ГВт. В качестве второй теплофикационной компоненты предполагается использовать ГТУ-ТЭЦ общей электрической мощностью 3,5–4 ГВт, создаваемой на базе существующих и предлагаемых к строительству новых РТС. При таком подходе предполагаемая мощность электростанций Москвы будет близка к максимальной электрической нагрузке потребителей города – 14,1–15,8 ГВт. В ближайшей перспективе будет осуществляться реконструкция и частичный демонтаж существующего оборудования. Эти предложения будут в дальнейшем детально проработаны в программе внедрения генерирующих мощностей.

Рассматривались «узкие» места системы газоснабжения, например, отдельные участки газопроводов КРП и ГРС эксплуатируются более 40 лет – их техническое состояние требует выполнения работ по замене или реконструкции, кроме того, загрузка ряда КРП и ГРС близка к предельной. В результате система газоснабжения не в полной мере обеспечивает текущий пиковый спрос на газ, неспособна без проведения реконструкции обеспечить перспективное газопотребление региона, что предусмотрено в стратегии.

Были представлены основные мероприятия по обеспечению поставок в перспективных объемах газа в Московский регион. На первом этапе предусматривается в 2008–2010 годах реализовать план мероприятий Газпрома по увеличению технически возможной производительности в 8,5 млрд м3 газа. За счет этого будет обеспечена потребность в газе Московского региона до 2015 года. На втором этапе для увеличения подачи газопотребителям Москвы и Московской области еще на 8,3 млрд м3 газа необходимо в период реконструкции и развития, в период 2011–2025 годов осуществить дополнительные мероприятия, включающие реконструкцию ряда газопроводов, вынос КРП 13-го и КРП 11-го из зон жилой застройки, переподключение к другим источникам газоснабжения ряда потребителей, получающих газ в настоящее время от кольцевого газопровода Москвы.

Схема развития электрических сетей Московского региона и ОЭС Центра, выполненная в 2006–2007 годах Энергосетьпроектом, предусматривает значительное расширение возможностей электрических сетей Московского региона по приему мощности от избыточных энергосистем. В частности, строительство ЛЭП напряжением 750 кВ от Тверской АЭС и Курской АЭС, создание второго кольца 500 кВ и большой объем работ по строительству новых и реконструкции действующих подстанций. В дальнейшем при разработке генеральной схемы энергоснабжения Москвы совместно с Энергосетьпроектом будет выполнена корректировка схемы развития электрических сетей Московского региона напряжением 110–750 кВ при участии Системного оператора Единой энергетической системы, Федеральной сетевой компании и Московской электросетевой компании.

В ходе обсуждения вопроса об энергетической стратегии города Москвы до 2025 года, заместителем председателя правления ОАО «Газпром» В. А. Голубевым, было отмечено, что сегодня Газпром позиционируется как энергетическая компания, причем компания глобального масштаба. Именно поэтому представленная работа вызывает огромную заинтересованность. Ничего подобного по глубине и по своевременности в других регионах пока не удалось создать. Представленный документ дает возможность самого главного: дальнейшей многоплановой и синхронной работы на ближайшие 20 лет.

Научный руководитель Центра «Оптимизация управления в энергетике» Московского энергетического института В. В. Кудрявый обобщил отзывы ряда институтов, согласно которым концепция в целом соответствует требованиям и может стать решением многих энергетических проблем Московского региона. Также были перечислены некоторые замечания, которые касаются экономических обоснований, оценки финансовых затрат, внедрения новейших инвестиционных решений по информационным, цифровым технологиям и т. д. Кроме того, отмечено, что надо изменять систему подготовки кадров в ВУЗах с учетом новейших технологий, готовить не только эксплуатационников, но и кадры для науки.

Генеральный директор ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» Ю. И. Трофимов в своем выступлении предложил внести в предлагаемую энергетическую стратегию развития энергетики Москвы решение следующей задачи: реконструкция и модернизация существующего энергетического электросетевого хозяйства.

Студент Московского инженерно-физического института, дублер руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы И. Ю. Девиченский выразил мнение студенческого правительства дублеров, назвав рассматриваемую энергетическую стратегию глубоко продуманным документом, позволяющим решить многие существующие проблемы города в области энергетики, и предложил несколько дополнений. Во-первых, основной задачей, наравне с уже поставленными, должно стать создание резервных мощностей, и это следует прописать главной целью энергетической стратегии города на период до 2025 года. Во-вторых, следует поставить задачу обеспечения эффективности использования топливных ресурсов на единицу вырабатываемой мощности в энергосистеме, и для этого необходимо хотя бы замедлить темпы роста потребления газа с помощью различных инновационных технологий, внедрения альтернативных источников энергии, увеличения приема из других регионов. В-третьих, скорректировать энергетическую стратегию города с учетом программы по обращению с твердыми бытовыми отходами и рассмотреть возможность использования в энергосистеме таких заводов. В-четвертых, внести в рассматриваемую стратегию отдельный раздел «Ожидаемые результаты», где с помощью конкретных показателей эффективности реализации стратегии обозначить те ожидаемые результаты, которые получим, и предусмотреть их корреляцию с ожидаемыми результатами реализации энергетической стратегии России.

В подготовке проекта Энергетической стратегии г. Москвы на период до 2025 года принимали участие НИиПИ Генплана г. Москвы, объединение ВНИИПИ «Энергопром», Электросетьпроект, Московский энергетический институт и научно-исследовательские институты Российской Академии Наук, а также Газпром, Мосэнерго, Системный оператор Единой энергетической системы, Федеральная сетевая компания и другие предприятия и организации энергетического комплекса.

Выполненная работа позволила, во-первых, определить основные направления развития топливно-энергетического комплекса города, разработать предложения по повышению энергетической безопасности, определить мероприятия по развитию и реконструкции системы газоснабжения для обеспечения требуемых поставок газа, разработать предложения по организационным, экономическим, финансовым механизмам и тарифной политике в реализации энергетической стратегии.

Принятие Энергетической стратегии г. Москвы на период до 2025 года позволяет приступить к планированию механизмов ее реализации, к разработке Генеральной схемы энергоснабжения города с учетом программы внедрения генерирующих мощностей, а также единой расчетно-информационной модели энергообеспечения объектов на период до 2020 года.

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, подводя итог дискуссии по представленной энергетической стратегии города, отметил, что такая огромная работа выполнялась впервые, и результат «отвечает на вопрос: как нужно строить развитие энергосистемы электрической и тепловой для того, чтобы развитие города как экономической и социальной системы не останавливалось». Помимо этого он предложил существенно доработать в части экономии, например, рассмотреть задачу по развитию энергосистемы Московского региона без приращения количества газа, которое используется для энергообеспечения города, а также других задач, направленных на работу смежных служб, энергопотребляющих структур и систем, к примеру, поставить вопрос перед хозяйственниками о необходимости целевой работы по снижению теплопотерь в зимний период и, конечно, другие задачи прямой экономии электричества. Также рекомендовано обратить больше внимания на вопросы «экономии энергии, которая связана, в первую очередь, с экономией газа».

Мэр города отметил, что независимо от стратегии будут решаться совместно с Газпромом вопросы по структуре управления, поскольку организационная схема и система управления энергосистемой Московского региона должны быть едиными.

Окончательное принятие Энергетической стратегии г. Москвы на период до 2025 года запланировано на 7 сентября 2008 года.

Поделиться статьей в социальных сетях:

Все иллюстрации приобретены на фотобанке Depositphotos или предоставлены авторами публикаций.

Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №6'2008



Реклама на нашем сайте
...
ООО «Арктика групп» ИНН: 7713634274 erid: 2VtzqvPGbED
...
Реклама / ООО «ИЗОЛПРОЕКТ» / ИНН: 7725566484 | ERID: 2Vtzqw8FGZ4
Яндекс цитирования

Подписка на журналы

АВОК
АВОК
Энергосбережение
Энергосбережение
Сантехника
Сантехника
Реклама на нашем сайте
...
реклама ООО "БДР ТЕРМИЯ РУС" / ИНН: 7717615508 / Erid: 2VtzqvBV5TD
BAXI
...
реклама ООО «ВЕНТЕХ» / ИНН: 6825007921 / Erid: 2Vtzqux3SzJ
Онлайн-словарь АВОК!