Итоги прошедшего отопительного сезона в Москве и задачи по подготовке к зиме 2008–2009 годов
18 марта под председательством мэра Москвы Ю. М. Лужкова прошло заседание Правительства Москвы, в повестке дня которого подводились итоги прошедшего отопительного периода и формулировались задачи нового.
Итоги прошедшего отопительного периода в Москве и задачи по подготовке к зиме 2008–2009 годов
18 марта под председательством мэра Москвы Ю. М. Лужкова прошло заседание Правительства Москвы, в повестке дня которого подводились итоги прошедшего отопительного периода и формулировались задачи нового. С докладами по данному вопросу выступили: Скляров Е. В. – руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства г. Москвы, Кескинов А. Л. – руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы, Вайзинхер Б. Ф. – член Правления, технический директор РАО «ЕЭС России», Орлов С. В. – председатель Комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству и жилищной политике. Итоги заседания подвел мэр Москвы Ю. М. Лужков.
Благодаря совместным усилиям, предпринятым Комплексом городского хозяйства г. Москвы, РАО «ЕЭС России» и другими компаниями, работающими в области энергетики, прошедший отопительный период в Москве прошел безаварийно, ограничения по мощности отсутствовали, чему в некоторой степени способствовала и теплая погода.
Городское хозяйство – это сложнейший механизм, для которого подготовка к зиме и зимней эксплуатации является неотъемлемыми и жестко регламентированными процессами, правила, подходы и задачи для реализации которых определены городом. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2007 года № 992-ПП «О готовности г. Москвы к работе в зимний период 2007–2008 годов» были выполнены в полном объеме все запланированные мероприятия подготовительного периода, и все городские потребители были своевременно переведены энергопредприятиями на централизованное отопление. Всего к источникам отопления было подключено 66 920 зданий, в том числе от централизованных источников – 99,3 %. Особое внимание было уделено оперативному взаимодействию служб и повышению квалификации персонала. Для своевременного принятия мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций было организовано круглосуточное дежурство аварийно-диспетчерского персонала, и оперативно принимались меры по устранению нарушений. Например, 1 января 2008 года при возгорании в коллекторе от подстанции «Зюзино» Юго-Западного административного округа электроснабжение потребителей автоматически перешло на другие центры питания, отключения абонентов не было.
Значительное снижение вероятности возникновения рисков во время прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок достигнуто вводом новых энергообъектов. Выполнение мероприятий по соглашению Правительства Москвы и РАО «ЕЭС России» позволило ввести 587 км новых и повысить пропускную способность действующих линий электропередач, 5 385 МВА трансформаторной мощности по подстанциям высокого напряжения, в том числе для присоединения потребителей – 1 846 МВА. Введено 885 МВт новых генерирующих мощностей, из них основной – блок № 3 на ТЭЦ-27 Москвы. В результате установлен положительный баланс электрических мощностей в целом по московской энергосистеме.
Располагаемая мощность системы на начало сезона составляла 18 тыс. МВт, и она обеспечивалась как генерацией электростанции московского региона на 14 500 МВт, так и положительным сальдоперетоком на 3 500 МВт.
По расчетам регионального диспетчерского управления, максимальная нагрузка ожидалась в 17 700 МВт, при этом среднесуточная температура в течение пяти дней должна была быть -26 °С. С учетом реально мягкой зимы максимальная нагрузка по системе была отмечена 9 января 2008 года и составила 16 200 МВт при температуре -10 °С. За весь период осенне-зимнего прохождения максимума никакие категории потребителей не ограничивались в электропотреблении.
ОАО «Газпром» обеспечило устойчивую подачу природного газа для потребителей Москвы, ограничений потребления газа не было. Кроме того, имелись созданные в необходимом количестве запасы резервного топлива, а также мобильные источники автономного электропитания потребителей. Показателем качества подготовки прохождения отопительного периода является число технологических нарушений в энергосистеме, которые повлекли отключение потребителей. Так, в 2007–2008 годах имели место два случая обесточивания центров питания со временем восстановления до 50 мин. В отопительном периоде 2006–2007 годов таких отключений было 10. По сетям МГЭСК было 43 и 58 отключений соответственно. По сетям «Московской теплосетевой компании» – три и восемь технологических нарушений соответственно. По сетям МОЭК – 43 и 146 технологических нарушений соответственно.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество жилых строений, отключаемых от отопления, сократилось на 47,8 %. Число отключений потребителей от электроснабжения снизилось на 20 %. Но количество отключений из-за повреждений инженерных коммуникаций по-прежнему остается высоким, и основная их масса приходится на повреждение кабельных линий.
Все инциденты и повреждения, произошедшие во время отопительного периода, были подвергнуты детальному анализу, в отдельных случаях расследованы комиссией с участием Ростехнадзора. Анализ технологических нарушений позволил выявить ряд тенденций для выработки упреждающих мероприятий.
По прогнозам, в следующем году пик потребления в Московском регионе при температуре -18 °С может составить уже 17 800 МВт, а при -26 °С – даже 18 900 МВт. При этом существенно вырастет мощность электростанций Московского региона, практически на 2,5 тыс. МВт. При объединении усилий РАО «ЕЭС России», Мосэнерго, которое должно ввести 1 100 МВт (на Каширской ГРЭС должен быть введен блок в 330 МВт) и Правительства Москвы, в программе которого планируется ввод 1 100 МВт генерации, будет возможно без ограничений пройти следующую зиму.
К настоящему времени завершено планирование мероприятий подготовительного сезона к зиме 2008–2009 годов. Все планы летних работ составлены с учетом обеспечения надежного энергоснабжения при проведении массовых городских мероприятий. В проект постановления включены планы основных работ для жилых домов, независимо от ведомственной принадлежности, в количестве 30 543 зданий, для учреждений образования и здравоохранения в количестве 6 274 зданий, для оборудования сооружений, установок и сетей всех энергетических компаний, а также по созданию запасов топлива на складах московских ТЭЦ и на городских промышленных предприятиях для коммунально-бытовых потребителей.
В проекте постановления поставлены задачи по проведению противоаварийных тренировок персонала, по организации безопасной эксплуатации и надзора за сооружением внутридомового газового оборудования, по оснащению автономными источниками энергоснабжения социальных объектов. В планах энергетических компаний предусмотрены мероприятия по повышению надежности работы энергосистемы. Эти мероприятия включены в производственные инвестиционные программы энергоснабжающих организаций. В развитие действующего соглашения подготовлено актуализированное соглашение о взаимодействии Правительства Москвы и РАО «ЕЭС России». В данном соглашении полностью отработана программа энергостроительства на 2008–2010 годы, в которой все мероприятия жестко взаимосвязаны, например, невозможно будет ввести целый ряд кабельных линий МОЭСК, пока не будет построено распредустройство на ТЭЦ-20.
Новым направлением деятельности стала работа по технологическому присоединению к распределительным электрическим сетям. ДепТЭХ возглавил координацию взаимодействия, обеспечил синхронизацию работ энергокомпаний при возникновении конфликтов интересов. Положительным примером этой работы является исполнение поручения мэра Москвы по обеспечению электроснабжением застройки в пос. Бутово (район Щербинки), где в кратчайший срок была выстроена вся сеть, от подстанции «Грач» с врезкой в высоковольтную линию 110 кВ «Пахра-Сырово» и до устройства питающих кабельных линий в коллекторах, распределительных кабельных линий и 14 распред-устройств. Данные мероприятия были проведены благодаря слаженной работе МОЭСК, «Энергокомплекса», «Московской городской электросетевой компании», Мосинжстроя, «Термосервиса» и ряда других компаний.
Еще одной особенностью организации работ 2008 года стало выполнение Московским региональным диспетчерским управлением прогнозного баланса электрических мощностей на летний максимум нагрузок. Данная работа позволила выявить узкие места и откорректировать графики ремонтных работ для исключения ограничения потребителей в период с мая по сентябрь текущего года.
Пока не решен вопрос организации широкомасштабной работы по ликвидации несанкционированных подключений, как к электрощитовым жилых домов, так и по исключению нецелевого использования ресурсов на дебаркадерах, в игровых заведения, в торговых павильонах и на других объектах. Количество такого рода нарушений и объем работ по законному отключению таких потребителей огромен. Предложено данную проблему решить путем создания специализированного органа – энергетической инспекции. Поручение Правительства Москвы – согласовать создание Инспекционного энергетического управления в составе
ДепТЭХ – решается крайне медленно: до настоящего времени нет согласования от Департамента финансов. Предполагается, что инспекция будет выполнять контроль, прежде всего, целевого, эффективного использования ресурсов, позволит исключить случаи возгорания в электрощитовых, аварийные отключения из-за перегрузки и ряд других негативных последствий, в том числе и с угрозой жизни для людей.
Отмечено, что, готовясь к отопительному периоду, необходимо активнее внедрять энергосберегающие технологии. Одна из таких технологий – многотарифные счетчики, стимулирующие москвичей увеличивать нагрузку на электросети, избегая времени пиковой нагрузки. Предложено Региональной энергетической комиссии проработать вопрос о правах собственности на счетчики и в целях внедрения энергоэффективных технологий рассмотреть возможность включения расходов на установку многотарифных счетчиков либо в тариф на передачу и сбыт электроэнергии, либо в состав расходных обязательств бюджета города.
Выступление Ю. М. Лужкова завершило подведение итогов работы Комплекса городского хозяйства г. Москвы за прошедший отопительный период и обсуждение задач по подготовке к следующей зиме.
Мэр Москвы, во-первых, сделал вывод, что критическая ситуация для города, в первую очередь с электро- и теплообеспечением, позади. «Это очень важно, но не означает, что можно останавливаться. Сегодня мы еле-еле “выползли” на баланс потребности и генерации. А город, особенно такой мегаполис, как Москва, не имеет право жить без резервов, работать без резервов – это самая страшная ситуация», – сказал Ю. М. Лужков. Поэтому будут продолжена работа и вложены необходимые финансовые средства в развитие энергомощностей в Москве.
Во-вторых, мэр напомнил о важности строительства второй «нитки» газопровода «Касимов-Москва» и необходимости развития потенциала аккумулирующей электростанции «Загорская» или аналогичной станции в какой-то другой территории, поскольку при существующей разнице дневного и ночного энергопотребления гарантировано нерациональное потребление газа.
В выступлении было обращено внимание участников заседания на актуальность вопроса подготовки персонала систем диспетчеризации, работников Мосэнерго, МОЭК», МОЭСК, Мосводоканала и необходимости внесения со-ответствующего пункта в постановление. Нужно постоянно проводить тренировки и обучать новые кадры, чтобы поддерживать на высоком уровне и пополнять наши аварийные бригады – наш «золотой фонд».
Важным был назван вопрос организации работ по капитальному ремонту жилья, объем которых на текущий год предполагается увеличить в 20 раз. Отмечено, что данные работы необходимо в полном объеме согласовать с внутриквартальными перекладками сетей, т. е. должен применяться метод совместного планирования. Это гарантирует, что после единовременного проведения работ в здании, жители длительный период будут жить спокойно – без перекапывания придомовой территории.
В заключении своего выступления Ю. М. Лужков назвал важным отработку решения, позволяющего связать экономию, в первую очередь, электроэнергии с денежным эквивалентом на присоединение мощностей. Например, если у предприятия имеется лимит на присоединение 1 МВт, и оно сэкономило 10 % электроэнергии, то энергоснабжающая система, уменьшив лимит на 100 кВт, должна заплатить предприятию сумму, равную стоимости затрат на подключение 100 кВт. «Тогда и только тогда будет интерес в экономии электроэнергии... – подчеркнул мэр столицы, – и не только интерес к снижению прямых платежей за счет экономии, но и получению определенной капитализации за счет отказа от излишних мощностей». Таким образом, еще раз было сказано о необходимости рассматривать мощности как товар. Глава города отметил, что все выступления и замечания по первому вопросу повестки дня были существенными и актуальными, предложил их проанализировать и включить в окончательный вариант постановления по подготовке к зиме 2008–2009 годов.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №3'2008
Подписка на журналы