Анализ опыта выполнения разделов «Мероприятия по противопожарной защите» в проектах объектов строительства в Москве
Традиционное отделение систем безопасности от общеинженерных систем отрицательно сказывается на проектных решениях. Позиция ведомственного подхода не позволяет определить оптимальные проектные решения. Это приводит к значительному усложнению, а в ряде случаев и невозможности оптимизации процесса управления зданием, и, как следствие, снижению защищенности объекта, увеличению стоимости строительства и последующей эксплуатации объекта.
Анализ опыта выполнения разделов «Мероприятия по противопожарной защите» в проектах объектов строительства в Москве
Здания, строящиеся в Москве, становятся все выше. Многоэтажное строительство требует пересмотра подходов к проектированию инженерных систем обеспечения функционирования объектов.
Комплексность принимаемых решений – это гарантия обеспечения безопасной эксплуатации объектов, раннего обнаружения чрезвычайных ситуаций и скорейшей их ликвидации.
Временные московские городские нормы МГСН 4.19–2005 для высотных многофункциональных комплексов лишь частично определяют подход к этой проблеме.
Традиционное отделение систем безопасности от общеинженерных систем отрицательно сказывается на проектных решениях. Позиция ведомственного подхода не позволяет определить оптимальные проектные решения. Это приводит к значительному усложнению, а в ряде случаев и невозможности оптимизации процесса управления зданием, и, как следствие, снижению защищенности объекта, увеличению стоимости строительства и последующей эксплуатации объекта.
Первым шагом на пути преодоления трудностей может явиться привлечение специалистов по системам управления зданием на ранних этапах разработки проекта.
Решения по организации управления зданием с учетом его функционального назначения предъявляют требования к конструктивным решениям, включая организацию пожарных отсеков, размещению оборудования систем инженерного обеспечения, структуре организации систем электроснабжения, управления объектом, безопасности и связи.
Коллективу специалистов, работающих над проектом, необходимо заинтересованно подходить к согласованию технических решений, принимаемых в процессе работы, не отгораживаясь ведомственными интересами. Обмен задания при проектировании без последующей увязки технических решений, как это наиболее часто происходит на практике, недостаточен.
В этой связи необходимым является назначение ведущих специалистов инженерных систем, осуществляющих отслеживание принятия согласованных работ в процессе проектирования по смежным специальностям и отвечающих за окончательный результат. Имеется в виду введение должности главного инженера инженерных систем, несущего ответственность за согласование решений по системам инженерного обеспечения, безопасности, связи и управления зданием, наряду с должностью ГИПа объекта, функции которого в большинстве случаев на практике выполняют главные архитекторы или главные конструкторы.
Такой подход ни в коей мере не умаляет роли авторов проекта в лице архитектора и конструктора, а лишь увеличивает шансы выполнения проекта на высоком техническом уровне.
Согласно Градостроительному кодексу РФ и МГСН 4.19–2005 для объектов, где невозможно применить действующие нормативные документы (в том числе высотные и уникальные объекты), разрабатываются специальные технические условия на противопожарную защиту (СТУ ППЗ), которые подлежат согласованию органами пожарного надзора МЧС РФ. В состав СТУ ППЗ наряду с требованиями к системам пассивной противопожарной защиты включаются и требования к инженерным системам пожарной безопасности (активная противопожарная защита).
В настоящее время лицензированные организации, осуществляющие подготовку СТУ ППЗ, в большинстве случаев не имеют специалистов соответствующей квалификации, которые могли бы разработать требования к системам активной противопожарной защиты с учетом комплексного подхода к управлению зданием в режимах чрезвычайных ситуаций.
Очевидно, для разработки нормативных документов следует привлекать специализированные подразделения, имеющие, помимо указанной, строительную лицензию на проектирование объектов I и II уровней сложности.
СТУ ППЗ на инженерные системы зданий (СТУ ИС согласно МГСН 4.19–2005), разрабатываемые другими организациями, также, как правило, не определяют согласованный подход к проблеме управления зданием.
Подобное положение дел вынуждает Мосгосэкспертизу на этапе рассмотрения технических решений направлять заказчиков для уточнения или изменения СТУ и получения повторного согласования, в том числе в органах пожарного надзора МЧС РФ. Это влечет за собой переработку проектной документации и увеличивает время рассмотрения и согласования проектных решений в МГЭ, снижая качество проектирования.
Возможно, решение проблемы может быть найдено при составлении на этапе предпроектных проработок задания на систему управления конкретным объектом.
В составе проектной документации нормативными документами предписывается разработка раздела «Мероприятия по противопожарной защите» (МППЗ).
Для выполнения этого раздела заказчиками проектов привлекаются специализированные организации, чаще всего уже разработавшие СТУ ППЗ для объекта.
На практике текст МППЗ представляет собой повтор текста СТУ ППЗ с заменой повелительного наклонения в изложении требований на сослагательное, констатирующее их выполнение без анализа решений, принятых в разделах проекта.
Комплекс систем противопожарной защиты должен обеспечивать обнаружение пожара, эвакуацию людей, ликвидацию в минимально возможное время очагов возгорания и снижение материальных потерь.
Мероприятия, как было указано выше, включают в себя системы активной и пассивной защиты. Кроме того, в составе раздела представляются расчеты риска и эвакуации, обосновывающие принятые решения по защите объекта в режиме чрезвычайной ситуации.
В проектах, представляемых на рассмотрение и согласование в Мосгосэкспертизу, прослеживается устойчивая тенденция несогласованности технических решений в системах, обеспечивающих обнаружение пожара и направленных на его ликвидацию, между собой и комплексом систем инженерного обеспечения функционирования здания и его безопасности (в том числе управление зданием, охрана и доступ на объект, видеонаблюдение).
В практике проектных организаций наблюдается подмена понятий инженерных технических решений и мероприятий по организации противопожарной защиты.
При выполнении раздела «Мероприятия по противопожарной защите» специализированными организациями цитаты из текста нормативных документов, приведенные в СТУ ППЗ, не получают соответствующей трактовки в конкретных технических решениях (в том числе в основных разделах проекта) и носят рекомендательный характер. Разработка раздела принимает формальный характер.
В состав раздела «Мероприятия по противопожарной защите» включаются разделы пожарной сигнализации, автоматического спринклерного, дренчерного, газового и порошкового пожаротушения, противодымной защиты (технология и автоматизация), оповещения при пожаре и чрезвычайных ситуациях в объемах, не позволяющих определить правильность принятых технических решений и их согласованность с инженерными разделами основного проекта.
При этом соответствующие самостоятельные разделы пожарной сигнализации, оповещения, противодымной защиты и автоматизации и управления системами в составе проекта отсутствуют. Происходит предоставление права принятия решений по системам воздухо- и водоснабжения, составляющим единую среду объекта, и управления объектом в режиме чрезвычайной ситуации различным специалистам, в подавляющем большинстве случаев представляющим различные организации и ведомства. Такая несогласованность может сама по себе вызвать чрезвычайную ситуацию.
Исходя из анализа многолетнего опыта выполнения пояснительных записок на стадии «проект» или в составе утверждаемой части «рабочего проекта» для предотвращения подобной ситуации, отрицательно влияющей на качество проектирования и безопасность объекта, рационально определить состав раздела «Мероприятий по противопожарной защите» специальным нормативным документом, допустим, рекомендациями по выполнению раздела.
Для технических решений, определяемых основными архитектурно-планировочными и инженерными разделами, необходимо вернуться к практике обязательного согласования излагаемых в «Мероприятиях...» решений специалистами, выполняющими основные разделы проекта. Ответственность за согласованность решений возложить на ГИПа объекта и ГИПа инженерных систем. Это позволит обеспечить согласованность решений в едином подходе к управлению зданием.
Раздел «Мероприятия по противопожарной защите» определяет системы, входящие в систему мониторинга инженерных систем объекта (СМИС) в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р22.1.12–2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». В соответствии с национальным стандартом предполагается автономное управление системами противопожарной защиты при предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе диспетчерского пункта ЕДДС района или города. В этой связи возникает еще одно место управления системами активной противопожарной защиты.
Согласно решению Правительства Москвы, введены СТУ на обеспечение комплексной безопасности объектов и их антитеррористической защищенности (СТУ КБ АЗ).
СТУ КБ АЗ требуют выполнения расчета времени эвакуации при ЧС. Расчеты выполняются в разделах ППЗ и комплексной безопасности по различным методикам и, как правило, не совпадают. Этими же СТУ определяются требования к управлению объектом при ликвидации ЧС к системе управления объектом.
Возникающая неопределенность приоритетов в управлении объектом в целом, уровня доступа в системы безопасности и, в частности, системы противопожарной защиты создает ситуацию дисбаланса в управлении зданием, неопределенности в передаче информации из систем активной противопожарной защиты заинтересованным организациям.
В складывающейся ситуации возникает острая необходимость выполнения согласований между СТУ ППЗ, СТУ СМИС и СТУ КБ АЗ.
Механизм осуществления согласований на настоящий момент отсутствует.
Отношение к разделу «Мероприятия по противопожарной защите» необходимо в корне менять.
Смысл раздела – в аккумулировании принципиальных решений по очень значимой проблеме безопасности с сохранением в основной части проекта собственных разделов по системам активной противопожарной защиты, неформальный подход к решению технических проблем.
Согласованность частных решений с общими решениями по оснащению здания и его управлению в оптимальных режимах эксплуатации и чрезвычайных ситуаций – залог безопасности и свидетельство высокого современного технического уровня проектирования.
В минимальные сроки должны быть разработаны методики выполнения технических условий и собственно раздела, а также порядка согласования в новых условиях.
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №7'2007
Статьи по теме
- Системы дымоудаления – эффективное «управление» дымом при пожаре
АВОК №7'2005 - Продольная система вентиляции автодорожных тоннелей
АВОК №6'2013 - Противодымная вентиляция: компенсация удаляемых продуктов горения
АВОК №8'2019 - Подземные автостоянки. Вентиляция и противодымная защита при пожаре
АВОК №5'2006 - Продольная реверсивная вентиляция крытых и подземных автостоянок
АВОК №7'2014 - Проектирование инженерных систем автостоянок: новые методические рекомендации Минстроя России
АВОК №3'2020 - Особенности проектирования систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха в Концертном зале Мариинского театра
АВОК №5'2006 - Системы противодымной вентиляции
АВОК №1'2015 - Система подпора дыма с контролируемым давлением
АВОК №8'2020 - Подземные автостоянки. Вентиляция и противодымная защита при пожаре
АВОК №6'2006
Подписка на журналы