Деятельность теплоснабжающих предприятий в соответствии с нормами жилищного законодательства. О некоторых юридических проблемах
Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с регулированием тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги, которые сегодня оказывают теплоснабжающие предприятия.
Деятельность теплоснабжающих предприятий в соответствии с нормами жилищного законодательства
О некоторых юридических проблемах
Статья посвящена актуальным вопросам, связанным с регулированием тарифов на тепловую энергию и коммунальные услуги, которые сегодня оказывают теплоснабжающие предприятия. Практика оказания ЗАО «АКЦ Жилкомаудит» аудиторских и юридических услуг теплоснабжающим предприятиям в большинстве регионов Российской Федерации позволила выявить ряд проблем, которые возникают при формировании и применении тарифов на тепловую энергию в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Прежде всего, следует отметить такую особенность ЖКХ, как его многоотраслевой характер. Изменения, происходящие в одной подотрасли ЖКХ, оказывают влияние на другие, что наблюдается в настоящее время с введением с марта 2005 года нового Жилищного кодекса.
Жилищным кодексом РФ предусмотрены три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление ТСЖ, ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией (ст. 161 ЖК РФ).
Введение такой формы управления, как непосредственное, и отсутствие нормативных документов, принятых в соответствии со ст. 157 ЖК РФ (Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, порядок определения нормативов потребления), позволило жилищно-эксплуатационным организациям уменьшить свои риски по производству (оказанию) коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, переложив их на теплоснабжающие предприятия. При непосредственном управлении теплоснабжающие организации вынуждены оказывать коммунальные услуги гражданам вне зависимости от условий обслуживания внутренних систем теплоснабжения здания.
У жилищно-эксплуатационных организаций сегодня есть два способа изменить свои договорные отношения, так что теплоснабжающая организация становится лицом, оказывающим коммунальные услуги населению, проживающему в многоквартирных домах. Во-первых, Жилищный кодекс РФ предусматривает, что при непосредственном управлении у граждан может быть представитель по доверенности (ст. 164 ЖК РФ). В результате многие жилищно-эксплуатационные организации, фактически являясь управляющими организациями, стали формально переводить жилые дома на непосредственное управление с получением доверенности от граждан на представление их интересов. Следует отметить, что такой же порядок может быть принят при форме управлении ТСЖ, поскольку оно является законным представителем интересов граждан.
Во-вторых, нормы Жилищного кодекса РФ позволили управляющим организациям не вступать в договорные отношения с теплоснабжающими организациями при определенном построении договора управления. Подпунктами 2 и 3 п. 3 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что в договоре управления определяется перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги и внесения такой платы. Если в договоре управления собственники жилых помещений многоквартирных домов не уполномочат управляющую организацию на представление их интересов по оказанию им коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения, то у управляющих организаций отсутствуют юридические основания, а следовательно, и обязанности по заключению договоров с теплоснабжающими организациями на покупку тепловой энергии, поскольку такие обязанности не исходят из договора управления.
При этом теплоснабжающая организация не имеет права понуждать управляющую организацию заключить с ней договор на снабжение тепловой энергией, так как в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права», а согласно ст. 421 «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора...
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».
В результате такой ситуации возникают проблемы утверждения для теплоснабжающих предприятий тарифов на услуги горячего водоснабжения и проблемы неурегулированности отношений по утверждению нормативов потребления, как на услуги отопления, так и на услуги ГВС.
Дело в том, что тарифы на коммунальные услуги согласно ст. 157 Жилищного кодекса РФ устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге – органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) в порядке, установленном федеральным законом. Специального федерального закона о формировании и утверждении тарифов на коммунальные услуги в настоящее время не принято.
Единственным законом, который можно применить при регулировании тарифов на коммунальные услуги отопления и ГВС, является Федеральный закон от 14.04.1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ». Однако данный закон и принятые в соответствии с ним нормативные акты (Основы ценообразования, принятые Постановление Правительства РФ № 109, Методические указания по формированию тарифов на тепловую и электрическую энергию, утвержденные приказом ФСТ № 20-э/2), позволяют утверждать только тарифы на тепловую энергию в расчете на 1 Гкал с учетом полного возврата теплоносителя в тепловую сеть. Стоимость химочищенной воды в открытых системах теплоснабжения и подогретой воды на бойлерах теплоснабжающих организаций, потребляемой гражданами как услуга ГВС, региональными энергетическими комиссиями не регулируется и отдана на откуп предприятиям. Единственным законным органом, который может утвердить тарифы на ГВС для населения, является орган местного самоуправления. В результате, орган местного само-управления определяет, какую методику применить при оценке стоимости химочищенной воды, и как эта стоимость будет соотноситься с тарифами на тепловую энергию.
На проблему утверждения тарифов на услуги ГВС и условия применения утвержденных субъектами РФ тарифов на тепловую энергию накладывается неурегулированность отношений по утверждению нормативов потребления, усугубляя конфликтные ситуации, возникающие между теплоснабжающими организациями и регулирующими органами. На практике возникают ситуации, когда теплоснабжающие организации, отрегулировав тарифы в региональной энергетической комиссии, например, в сентябре, вынуждены применять в расчетах за коммунальные услуги нормативы потребления, пересмотренные в октябре или другом месяце после сентября. В этом случае можно констатировать факт нарушения п. 11 Основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию.
Введение Жилищным кодексом РФ императивной нормы, которая предусматривает оплату коммунальных услуг только по приборам учета, либо по нормативам потребления, утверждаемым органами местного самоуправления, не предполагает использование каких-либо расчетных методов определения объемов реализации тепловой энергии населению в многоквартирных домах. Поскольку Жилищный кодекс РФ в ст. 5 указывает на то, что норма жилищного законодательства превалирует над всеми иными нормами другого законодательства, затрагивающего отношения в жилищной сфере, теплоснабжающие организации не всегда смогут применить Правила учета тепловой энергии для расчетов объемов реализации тепловой энергии на вводе в здание. Использование показаний приборов учета на вводе в дом возможно лишь при согласии всех граждан многоквартирного дома. В результате, изменение порядка определения объемов реализации тепловой энергии может привести к убыткам теплоснабжающих предприятий.
Подводя итог необходимо отметить, что сложившуюся ситуацию невозможно исправить до тех пор, пока не будут приняты все нормативные документы по регулированию отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг, предусмотренные Жилищным кодексом РФ, либо не будут внесены соответствующие изменения в сам Жилищный кодекс РФ. Ситуацию не сможет изменить и ожидаемый закон «О теплоснабжении», поскольку ст. 5 ЖК РФ предусмотрено, что нормы жилищного законодательства превалируют над всеми иными нормами законодательства, затрагивающими отношения в жилищной сфере. Однако теплоснабжающим организациям для уменьшения негативных последствий сложившейся системы необходимо стать инициатором по разработке местных правил, регулирующих тарифообразование на коммунальные услуги, и инициатором согласования затрат и объемов тепловой энергии, учитываемых при формировании тарифов на тепловую энергию между регулирующими органами. Принятые на местном уровне правила будут действовать до принятия таких документов на федеральном уровне.
Статья опубликована в журнале “Энергосбережение” за №1'2006
Статьи по теме
- Автономные источники теплоснабжения Альтернативные источники от мини-ТЭЦ
АВОК №1'2005 - Инновационная концепция тепло- и холодоснабжения при централизованном теплоснабжении
АВОК №7'2013 - Трубы с тепловой изоляцией из пенополиуретана – реальный путь усовершенствования системы теплоснабжения
Энергосбережение №2'2002 - Опыт реконструкции системы теплоснабжения промышленных зданий с целью минимизации теплопотребления
Энергосбережение №2'2008 - Инженерные системы малоэтажных зданий: теплоснабжение
АВОК №2'2020 - Тепловой микроклимат помещения. Оценка и проектирование
АВОК №4'1999 - Опыт проектирования и эксплуатации инженерных систем новых высотных комплексов Москвы
АВОК №2'2005 - Применение теплонасосных установок для отопления и горячего водоснабжения жилых домов. Опыт Австрии
АВОК №8'2013 - Экологическое решение вопроса по теплоснабжению Куркино
Энергосбережение №3'2002 - Тепло- и холодоснабжение современного коттеджа
Энергосбережение №7'2010
Подписка на журналы