Комментарий к Постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. №77-пп «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города
Система управления водоснабжением жилых зданий, сформированная в условиях социализма, постепенно приспосабливается к новым рыночным условиям, разделившим единую систему водоснабжения между несколькими собственниками.
Комментарий к Постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. №77-пп «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы»
Система управления водоснабжением жилых зданий, сформированная в условиях социализма, постепенно приспосабливается к новым рыночным условиям, разделившим единую систему водоснабжения между несколькими собственниками. Новые социально-экономические условия /1…5/ поставили перед системой управления водоснабжением, которая была ориентирована в основном на бесперебойность подачи воды потребителям, новые задачи рационального использования водных /1/ и энергетических /2, 4/ ресурсов и повышения общественной эффективности системы /3, 5/.
Потери воды, тепла, электроэнергии в системах водоснабжения достигают 20…50%, что наносит значительный ущерб экономике. Эти задачи успешно решены в промышленности, коммунальном, коммерческом секторе путем принятия Правительством г. Москвы постановлений и распоряжений, устанавливающих повышенные тарифы и штрафные санкции за превышение лимитов водопотребления этими пользователями.
Предприятия и фирмы быстро установили счетчики воды, привели в порядок внутренние системы водоснабжения и снизили водопотребление более чем в два раза. Их доля в общем балансе водопотребления города упала до 20%, а для жилого сектора возросла до 80%. При этом большую часть доходов МВК получал от платежей промышленности. Это позволяло поддерживать низ- кие тарифы (ниже себестоимости) для основного потребителя – населения. Но несоответствие оплаты фактическому водопотреблению не позволяло реализовывать механизмы ресурсосбережения и экономии воды. Для управления водопотреблением в жилом секторе Правительство принимает ряд постановлений /6…9/ и направляет свою деятельность на совершенствование системы учета водопотребления /6, 8, 10/.
Интенсивная установка квартирных водосчетчиков в последнее десятилетие и работы по оборудованию приборами учета ЦТП и жилых зданий позволили обеспечить учет холодной и горячей воды примерно в 7% квартир (400 тыс. счетчиков), 40% зданий (15,8 тыс. счетчиков). Общество затратило на установку приборов учета более 250 млн. руб. В этот же период Правительство изменяет тарифную политику в направлении увеличения тарифов на воду и норм водопотребления. Это позволяло компенсировать возрастающие затраты МВК и приблизить оплату услуг водоснабжения к реальным затратам (себестоимости). Оплата за холодное и горячее водоснабжение увеличена более чем в три раза. Это увеличило долю оплаты за воду населением и приблизило ее к фактическим затратам на очистку и подачу воды населению.
Рисунок 1. |
Однако эти мероприятия не привели к ощутимому снижению водопотребления, но позволили стабилизировать его на уровне 380-390 л/чел. сут., что значительно выше водопотребления в развитых странах /12/.
Низкая эффективность мероприятий по совершенствованию системы управления водопотреблением, не позволяющая возвращать вложенные в мероприятия средства и компенсирующая их за счет населения, свидетельствует об отсутствии правильной социальной стратегии в этом вопросе.
В данном постановлении справедливо отмечается низкая эффективность системы учета, обусловленная отсутствием порядка расчетов с потребителями по показаниям общедомовых и квартирных приборов учета воды, а также несогласованностью экономических интересов организаций, осуществляющих подачу холодной и горячей воды, и отсутствием системного подхода к установке общедомовых приборов учета.
Для улучшения сложившейся ситуации Постановление вводит новые услуги: услугу по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета и коммунальную услугу «горячее водоснабжение» (горячая вода), и определяет порядок установки, а также оплаты этих услуг.
Постановление обязывает произвести инвентаризацию приборов учета и разработать программы установки общедомовых приборов учета холодной, горячей воды и тепловой энергии в жилых зданиях и объектах социальной сферы, выполнить корректировку договоров организаций, управляющих жилищным фондом, с нанимателями, собственниками, ресурсоснабжающими организациями в соответствии с расширением номенклатуры услуг, а также снизить платежи за воду при отклонениях параметров качества водоснабжения от нормативных, внести изменения в порядок вы- платы субсидий и расчетов платежей ЕИРЦ (Единых информационно-расчетных центров).
Постановление утверждает порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета (приложение 1) и «Методику распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды» (приложение 2).
В этих приложениях обосновываются и подробно описывается порядок установки приборов учета, их ремонта, обслуживания, поверки; порядок оплаты услуг по показаниям приборов учета; права и обязанности исполнителей и потребителей; регламент выбора типов приборов; а также приводятся методики расчета определения объемов водопотребления при различных вариантах установки счетчиков, иллюстрированные подробными примерами.
Постановление затрагивает широкий круг вопросов, связанных с приведением в действие большого количества установленных счетчиков воды. Если бы оно было утверждено десять лет на- зад вместе с Распоряжением /10/, то сегодня жители Москвы могли бы ощутить эффективность многочисленных квартирных счетчиков воды, и МВК имел большее снижение водопотребления.
Основные положения Постановления ориентированы на улучшение рыночных отношений в сложном процессе водоснабжения многомиллионного населения.
Признание «горячей воды» отдельной услугой развязывает сложный узел в экономических взаимоотношениях между Мосводоканалом (МВК) и теплоснабжающими организациями, которые списывали потери воды в квартальных сетяхгорячего водоснабжения на МВК. Это значительный шаг в рыночных отношениях между данными организациями, т.к. можно по договорам продавать холодную воду теплоснабжающим организациям, которые после ее нагрева по договорам будут продавать горячую воду Дирекции единого заказчика (ДЕЗ). Таким образом, после многочисленных предложений МВК Правительство привело в соответствие московские и российские /13/ Правила пользования системами водоснабжения и канализации.
Но некоторые положения могут снизить эффект от реализации Постановления. Ведение договорных условий на расчеты за воду между МВК, ДЕЗ, теплоснабжающими организациями позволяет усилить рыночные отношения. Но отсутствие в договорах водосберегающих условий (прогрессивных тарифов, обоснованных эксплуатационных дифференцированных нормативов) резко снижает их эффективность. К сожалению, в Постановлении четко не прозвучало, что теплоснабжающие организации являются абонентами МВК и покупают холодную воду для приготовления горячей воды по до- говорам. Оплата за питьевую воду должна производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определенной по показаниям средств измерений (п. 72 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ»). Оплата канализационных стоков может производиться по этому договору методом «транзитных платежей» или с абонентов теплоснабжающей организации (п. 73 вышеуказанных Правил, Циркулярное письмо Госстроя России №ЛЧ-3555/12 от 14.10.99).
Вводимая обязательная услуга для потребителей (нанимателей, собственников или арендаторов жилых и нежилых помещений) по ремонту и обслуживанию общедомовых приборов учета нарушает интересы и права потребителей /17/. Сложившаяся система оплаты услуг водопровода предусматривает расчеты между МВК (Мосводоканалом) и ДЕЗ (Дирекция единого заказчика) по счетчику воды, установлен- ному в ЦТП или здании и принадлежащему МВК.
После оплаты МВК ДЕЗ разносит затраты по потребителям на основе утвержденного тарифа и нормы водопотребления.
Т.о. потребитель не имеет непосредственного отношения к общедомовому счетчику воды. Ведь в магазине покупатель не оплачивает отдельную услугу за взвешивание товара и ремонт весов у оптового и розничного продавца. Все это входит в цену товара. Поэтому потребителю не понятно, почему услугу по ремонту и обслуживанию общедомовых счетчиков он должен оплачивать. Эти расходы несет собственник счетчика воды (МВК) и он включает их в оптовую стоимость воды. Если Постановление обязывает ДЕЗ, обеспечивать эту услугу, то расходы могут входить в затраты ДЕЗ на техническое обслуживание здания. С другой стороны, за- чем производить три миллиона вычислений (для каждой квартиры в Москве), когда проще сделать значительно меньше вычислений для ДЕЗ.
В Постановлении, к сожалению, не определено, кто является собственником приборов общедомового и квартирного учета и отвечает за их нормальную работу.
Таблица 1 (подробнее) Оценка погрешности измерения расходов воды в водопроводе горячей воды |
Схемы большинства централизованных систем горячего водоснабжения с циркуляцией требуют установки в здании двух и более (при наличии транзита) счетчиков воды – один на подающем, другой на циркуляционном трубопроводе – и дополнительно обратного клапана перед счетчиком на циркуляционном трубопроводе (для предотвращения обратного потока и «скручивания» показаний счетчика). Расход горячей воды в этих схемах определяется косвенным методом – путем вычитания из показаний счетчика, установленного на подающем трубопроводе, показаний счетчика на циркуляционном трубопроводе (п. 2.1 прил. 2 к Постановлению). Это значительно снижает точность учета, т.к. могут суммироваться погрешности обоих счетчиков. Оценочные расчеты (табл. 1) показывают, что погрешность может достигать значительных величин (более 10%). Это приведет к нарушению расчетного баланса между показаниями счетчика холодной воды на трубопроводе, подающем воду в водонагреватель (ЦТП) и суммой показаний счетчиков горячей воды в зданиях и квартирах. Поэтому целесообразность установки счетчиков горячей воды в отдельных зданиях, оборудованных водопроводом горячей воды с циркуляцией, должна быть проверена и обоснована метрологическим расчетом.
Кто должен оплачивать разницу при нарушении расчетного баланса? Прил. 2 к Постановлению «Методика распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды» не рассматривает этот случай при использовании общедомовых приборов учета. При оборудовании всех квартир приборами учета холодной и горячей воды предлагается: при возникновении положительной разницы между объемом воды, определяемым по показаниям общедомового прибора учета, и суммарным объемом потребления, используемым всеми потребителями услуг, и на общедомовые нужды, исполнитель начисляет потребителям услуг дополнительные платежи. При дополнительных расходах более 5% от общего объема учтен- ной воды объем воды, превышающий 5%, оплачивается за счет собственных средств исполнителя (ДЕЗ) и относится на внереализационные расходы. Т.о. потребителю предлагается оплачивать погрешность учета или потери воды в размере 5%, а остальное относить на внереализационные расходы, которые не зависят от действий и водопользования потребителя, а определяются эффективностью эксплуатации систем исполнителем (ДЕЗ).
Это не будет способствовать экономии ресурсов и может стать причиной многочисленных конфликтов между потребителями и ДЕЗ.
Согласно Приложению к «Правилам предоставления коммунальных услуг» параметром горячего водоснабжения является не только бесперебойное горячее водоснабжение, но и температура горячей воды. Поэтому при учете расхода горячей воды необходимо одновременно учитывать температуру этой воды, так же как в системах отопления. Это необходимо и потому, что расход горячей воды в значительной степени зависит от ее температуры (рис. 1), и при нарушении температурного режима он может возрастать в несколько раз, при- водя к сливам охлажденной воды, т.е к увеличению потерь воды и теплоты. Вопрос учета горячей воды следует решать комплексно совместно с учетом теплоты в здании. В Постановлении говорится об учете тепловой энергии, но нечетко определено на горячее водоснабжение, отопление или на все вместе. Для компенсации значительных потерь теплоты с сетях теплоснабжающая организация может снизить температуру горячей воды, что увеличит водопотребление, и затем предъявить потребителю счет как за горячую воду нормативной температуры. Поэтому потребителю очень важно контролировать качество коммунальных услуг, чтобы реализовать свое право на снижение оплаты при отклонении температурных параметров. Но в Постановлении и приложениях нет материалов по установке приборов учета теплоты и порядку расчета за услугу «горячее водоснабжение», которая стоит значительно дороже услуги «холодное водоснабжение».
С точки зрения гидравлики, счетчики являются дополнительными местными сопротивлениями, на которых происходит потеря давления, и, следовательно, требуется дополнительное увеличение давления насосов и увеличение расхода электроэнергии для транспортировки воды. При последовательной установке счетчиков на системе водоснабжения (на головных насосных станциях, в ЦТП, домах, квартирах) потери давления суммируются.
При установке дополнительных фильтров и использовании широко распространенных скоростных счетчиков воды (крыльчатых и турбинных) потери давления значительно возрастают. При установке счетчиков на горячей воде в здании потеря давления в фильтре, двух счетчиках и обратном клапане может составить в среднем 0,03…0,05 МПа, что потребует дополнительных затрат электроэнергии. Поэтому обилие и многоступенчатость приборов учета может снизить энергетические показатели системы водоснабжения. При установке квартирных приборов учета следует демонтировать общедомовые счетчики и счетчики в ЦТП, чтобы уменьшить бесполезные затраты на транспортировку воды и снизить себестоимость воды.
Учитывая вышеизложенное, а также значительную стоимость тепломеров для учета количества и температуры воды, низкую точность учета и незначительную стоимость холодной воды по сравнению со стоимостью теплоты на ее нагрев /15/, необходимо обосновывать экономическую целесообразность установки счетчиков для совершенствования расчетов за горячую воду.
На первом этапе формирования системы учета воды при расчетах между теплоснабжающими организациями, ДЕЗ и жильцом целесообразно допустить учет стоимости воды, как часть от потребления теплоты вплоть до установки квартирных счетчиков. При этом следует учесть повышенные затраты на установку счетчиков горячей воды (два счетчика-тепломера и обратный клапан). Износ и зарастание счетчиков горячей воды значительно выше, чем счетчиков холодной воды из-за повышенной температуры. Это увеличивает эксплуатационные расходы.
Эксплуатационные нормы водопотребления для арендаторов, приведенные в прил. 2 (табл. 1) значительно отличаются от предыдущих. Неясно, почему Правительство увеличило в два раза нормы на холодильные установки при сохранении их типа и конструкции, и на основании каких исследований увеличены все нормативы водопотребления в общественных зданиях.
В целом проект Постановления содержит частные мероприятия, направленные на совершенствование системы учета, но не создает впечатления проработанного системного документа по ресурсосбережению и переходу от административного (социалистического) способа управления (когда управляющее звено определяет детально, что должно делать управляемое звено) к рыночному (когда управляющее звено задает и формирует условия развития с помощью экономических и правовых рычагов, а управляемое звено свободно определяет и выбирает способы и детали выполнения этих условий). Он подробно расписывает, что необходимо выполнить исполнителям, но не формирует социально-экономические условия для реализации рыночных положений, определенных современной правовой базой и направленных на повышение качества услуг и снижение издержек (Закон о защите прав потребителей, реформа ЖКХ) и экономию воды (Водный кодекс РФ, Закон об охране окружающей среды), энергии (Закон об энергосбережении).
Для формирования этих условий собственнику территории и жилищного фонда (Правительству) необходимо утвердить уточненные скоординированные требования к качеству услуг теплоснабжения, водоснабжения и канализации в г.
Москве (выполнение Закона о защите прав потребителей). Определить, как на эти качества влияют объективные законы природы, управляющие организации (Мосводоканал, ДТЗХ, ДЕЗ) и собственники жилья. На основе этого разработать эксплуатационные (не СНиПовские) нормы водопотребления, которые в отличие от проектных норм (в СНиП 2.04.01-85* приводятся справочные, ориентировочные максимальные и средние суточные расходы) должны учитывать не средние, а конкретные для каждого потребителя нормы водопотребления, определяемые реальными условиями водопользования (технологической потребностью, влиянием качества оборудования, избыточного давления, температуры, циркуляции, уровня эксплуатации, износа, срока службы и т.д.).
Для реализации ресурсосбережения (требований Водного кодекса) в эксплуатационных нормах следует выделить потребность в воде и потери воды, с которыми надо бороться. Следует разработать на основе эксплуатационных норм водопотребления эксплуатационные нормы потребления тепла и электроэнергии.
На основе этих норм надлежит определить нормативы водоподачи, теплоэлектропотребления для каждой управляющей организации (Мосводоканал, ДТЗХ, ДЕЗ) и для собственников жилья.
Для стимулирования ресурсосбережения должны использоваться рыночные принципы воздействия на управляющие организации и собственников жилья: - Товар, услуга (питьевая холодная и горячая вода, стоки) должен продаваться всем потребителям по одной цене, включающей издержки производства, прибыль, налоги; следует ликвидировать социальный обман «перекрестного субсидирования».
- Потребитель не должен оплачивать необоснованные потери продукта (потери воды составляют более 50%) у производителя и посредника (перепродавца).
- Товар/услуга повышенного качества должны иметь большую обоснованную цену в соответствии с возрастанием полезных затрат у производителя.
- За необоснованную потерю товара (сверх эксплуатационной нормы) потребитель и производитель должны платить прогрессивные (возрастающие) штрафы. Сверхнормативные потери продукта не должны включаться в себестоимость продукта.
- Стоимость товара/услуги должна стимулировать экономию ресурсов, т.е. должна быть выгод- на для всех управляющих организаций и собственников жилья, что регулируется налоговой политикой собственника территории (Правительства). Прибыль от экономии ресурсов должна первые три года оставаться у организации, ее обеспечивающей (Правительство не должно обирать производителя).
- Правительство должно обеспечить льготные условия кредитования ресурсосберегающих мероприятий, а не дотационные миллиардные вложения в установку счетчиков (потребитель и производитель, получив прибыль от экономии воды, сам изыщет способы и средства для добровольной, наиболее выгодной и прибыльной установки приборов учета).
- Использовать рекламные акции для пропаганды и восстановления реальной ценности питьевой воды в массовом, социальном сознании населения и формирования прогрессивных стереотипов экономии воды и энергии.
Литература
1. Водный кодекс РФ.
2. Закон РФ «Об энергосбережении». М., 1996 г.
3. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. №425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства РФ».
4. «Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в ЖКХ РФ». М., 1998 г.
5. Федеральная целевая программа «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». М., 2001 г.
6. Постановление Правительства Москвы от 26.12.2000 г. №1009 «О состоянии расчетов за тепловодоснабжение и водоотведения в жилищном фонде г. Москвы и мерах по их совершенствованию».
7. Постановление Правительства Москвы от 25.09.2001 г. №965-ПП «О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве и перспективы ее развития».
8. Постановление Правительства Москвы от 20.07.1993 г. № 673 «О реализации общегородских мероприятий по рациональному использованию воды».
9. Постановление Правительства Москвы от 23.07.2002 г. №582-ПП.
10. Распоряжение мэра Москвы от 15.04.1993 г. №257-РМ «Об обеспечении Москвы средствами учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов и воды».
11. Ромейко В.С. и др. Самое слабое звено ЖКХ// Жилищно-коммунальное хозяйство. №12, 2002 г.
12. Социально-экономические проблемы обеспечения населения питьевой водой// Трубопроводы и экология, №3, 2000 г.
13. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ. М., 1999 г.
14. Исаев В.Н. К вопросу учета водопотребления в жилых зданиях// Сантехника, №6, 2003 г.
15. Правила предоставления коммунальных услуг. М., 1994 г.
16. Методические рекомендации по формированию параметров потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства. МДС 13-12 2000 г.
17. Закон о защите прав потребителей.
18. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». М., 1996 г.
Статья опубликована в журнале “Сантехника” за №2'2004
Подписка на журналы