Особенности интегрированной подготовки инженеров по теплогазоснабжению, вентиляции и кондиционированию воздуха
Интегрированная подготовка специалистов как образовательная программа в вузе возникла еще в довоенный период как результат интегрирования образовательного процесса, науки и производства [1, 2]. В начале 1960-х годов эта система подготовки получила новый импульс, приведший к созданию нескольких разновидностей интеграции, среди которых наибольшую известность получили система «завод-втуз», ориентированная на подготовку инженеров для производства крупнейших промышленных предприятий, и система «физтех» – подготовка инженеров-исследователей и научных сотрудников для крупных научных центров.
Особенности интегрированной подготовки инженеров по теплогазоснабжению, вентиляции и кондиционированию воздуха
Интегрированная подготовка специалистов как образовательная программа в вузе возникла еще в довоенный период как результат интегрирования образовательного процесса, науки и производства [1, 2]. В начале 1960-х годов эта система подготовки получила новый импульс, приведший к созданию нескольких разновидностей интеграции, среди которых наибольшую известность получили система «завод-втуз», ориентированная на подготовку инженеров для производства крупнейших промышленных предприятий, и система «физтех» – подготовка инженеров-исследователей и научных сотрудников для крупных научных центров.
В начале 1960-х годов Норильский промышленный район представлял собой достаточно развитую производственную базу, объединяющую горный, металлургический и строительный комплексы, испытывающие постоянную потребность в комплектации производства квалифицированными кадрами. Это послужило одним из основных факторов, приведших к созданию на базе техникума вузовской системы подготовки кадров при Норильском горно-металлургическом комбинате [3].
Основные образовательные программы в Норильском индустриальном институте в то время реализовывались посредством очно-заочной формы обучения, так как основной контингент студентов составляли работники комбината. Так, в 1962 году в вузе обучались 400 студентов, подготовка осуществлялась по 7 направлениям. Большое внимание уделялось кадровому составу кафедр, которые комплектовались как специалистами, приглашенными из ведущих вузов страны (Томска, Ленинграда, Москвы и др.), так и опытными производственниками.
Таким образом, теоретическая подготовка студентов и их практическая деятельность по избранной специальности находились в неотъемлемой связи, что обеспечивало не только подготовку специалистов высокого уровня, но служило существенным фактором развития вуза [4]. Динамика развития системы «завод-втуз» на примере Норильского индустриального института представлена на рис. 1.
Рисунок 1. (увеличить) Развитие интегрированной системы обучения в Норильском индустриальном институте |
В историческом аспекте уместно отметить, по крайней мере, два существенных обстоятельства, приведших к модификации системы «завод-втуз», на фоне которых впоследствии осуществлялось становление специальности «Теплогазоснабжение, вентиляция и кондиционирование». Во-первых, это появление в структуре подготовки очной формы обучения, которая не вписывалась в классическую систему «завод-втуз» графиком учебного процесса. Кроме этого, контингент студентов, обучающихся по очной форме, на момент зачисления не относился к кадрам комбината и по действующему в те времена трудовому законодательству (обучение с отрывом от производства) не мог быть включен естественным образом. Во-вторых, это переход от общегосударственной и плановой системы распределения выпускников к корпоративной схеме отношения с предприятиями, которые с 1990-х годов начали интенсивный переход из государственного сектора в частный.
При этом в зависимости от того, насколько тесными оказались связи между вузом и предприятием, зависел успех в развитии не только самой интегрированной системы подготовки, но и самого вуза.
Очевидно, что успешное решение задач немыслимо без модификации самой системы интегрированной подготовки, которая в НИИ осуществлялась по нескольким направлениям. Имеющиеся направления подготовки специалистов условно были поделены на две категории. К первой были отнесены те из специальностей, потребность в которых определялась заявками производства, окружных или муниципальных структур, подготовка по ним осуществлялась в соответствии с положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним образованием [1]. Ко второй категории относились специальности особого спроса, то есть те специальности, количество рабочих мест по которым в данном районе значительно меньше, чем желающих получить образование.
Специальности в рамках направления, не попавшие ни к одной из двух категорий, были вынуждены реформироваться с целью изменения конъюнктуры.
В конце 1990-х годов в таком положении оказались специальности, относящиеся к направлению 290000 «Строительство и архитектура», в связи с экономическим реформированием производственных подразделений комбината и его преобразованием в горно-металлургическую компанию (ГМК).
Анализ кадровых потребностей ГМК «Норильский никель» позволил определить круг новых специальностей в рамках данного направления, которые могли оказаться наиболее востребованными в сложившейся ситуации.
Так, с 1996 года на горно-металлургическом факультете НИИ была открыта специальность 290700 «Теплогазоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха». В открытии и становлении специальности мы опирались на тесное сотрудничество с кафедрой ТГСиВ ТГАСУ, ПО «Норильскэнерго», институтом «Норильскпроект» и др.
В качестве одного из критериев уровня развития данной специальности нами рассмотрена динамика роста приема на данную специальность (рис. 2а) и анализ спроса на специалистов (рис. 2б), по данным кадровой службы «Норильскэнерго» – одного из подразделений ГМК «Норильский никель».
Рисунок 2а. (увеличить) Динамика приема на специальность 290700 по формам обучения |
Рисунок 2б. (увеличить) Динамика удовлетворения спроса на специальность 290700 |
На протяжении последних лет, как следует из приведенных данных, наблюдался устойчивый рост приема на данную специальность, сопровождающийся высоким конкурсом (3:1). В то же время среди работодателей наблюдается устойчивая тенденция к росту спроса на выпускников данного направления, значительно превышающая возможности одной кафедры.
С учетом сложившейся ситуации график учебного процесса данной специальности был составлен таким образом, чтобы максимально использовать выгодные стороны системы интегрированной подготовки, главной из которых является стопроцентное трудоустройство выпускников.
С учетом требований ГОСа по специальности 290700 «Теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование воздуха» график учебного процесса очной формы обучения был составлен с возможностью максимальной интеграции теоретических курсов и практической подготовки при освоении основной образовательной программы в течение пяти лет, 16-недельной продолжительности семестров и 7-недельной продолжительности каникул в год и 27-часовой аудиторной загрузки в неделю.
На рис. 3а, 3б представлен в относительных единицах график стандартного учебного процесса по специальности 290700 без учета интегрированной системы подготовки. Такой график учебного процесса используется нами для подготовки студентов на младших курсах, где в основном реализуются дисциплины блоков ГСЭ и ЕНД в объемах 1 804 и 1 910 часов, предусмотренных ГОСом.
Рисунок 3а. График учебного процесса 1-х курсов |
Рисунок 3б. График учебного процесса 2-х курсов |
|
|||||||||||
Рисунок 3. Структура распределения учебного времени при подготовке специалистов направления 290007 |
График учебного процесса студентов, обучающихся после окончания 4-го семестра, изменяется за счет сокращения каникул до 7 недель и за счет уменьшения продолжительности семестров до 16 недель при сохранении нормативной загрузки 27 часов в неделю (рис. 3в). Увеличение учебного времени, практически достигнутое таким образом, соответствует введению в учебные курсы инженерно-производственной подготовки – основного элемента интегрированной системы подготовки для студентов, обучающихся с отрывом от производства.
На старших курсах продолжительность инженерно-производственной практики доводится до 8 недель в год за счет сокращения продолжительности семестров до 14 недель. При этом для сохранения нормативной аудиторной нагрузки 27 часов в неделю учебный процесс начинается в период практики по очно-заочной форме и осуществляется на базе филиалов кафедр, действующих на базовых предприятиях. На период практики кафедрой разработана и согласована с базовым подразделением программа прохождения практики, отражающая сквозную подготовку студентов специальности и их последующее трудоустройство.
Заинтересованность работодателей в интегрированной системе образования обусловлена также и тем, что в процессе практики на начальных этапах каждому студенту в обязательном порядке приходится овладевать рабочей профессией и соответствующей квалификацией.
Возможность использования студентов в период практики как квалифицированных специалистов подвигла работодателя на организацию временных рабочих мест, на которые осуществляется трудоустройство студентов в периоды прохождения ими производственной практики по системе интегрированной подготовки.
Подготовка студентами дипломных проектов и работ по завершению обучения также неотъемлемо связана с их местом прохождения практики и позволяет не только готовить будущего специалиста, владеющего актуальными проблемами данного производства, но также и ведущим специалистам производства оценивать перспективы решения этих проблем на основании разработанных эскизных и пилотных проектов.
Подводя итог приведенному краткому анализу и результатам развития интегрированной системы подготовки специалистов, отметим следующие факторы:
1. Удовлетворение потребности личности к получению образования, гарантированному законом РФ № 1, косвенно подразумевает ее реализацию в сфере трудовой занятости, в особенности, если эта потребность удовлетворена за счет средств бюджета РФ, формируемого из отчислений производства, и наиболее эффективно может быть достигнута при тесном контакте с налогоплательщиком. Одной из форм достижения этой цели служит развитие интегрированной системы образования.
2. В условиях акционирования производственной сферы, существенного сокращения инженерно-технического персонала производства, перехода к технологиям мирового уровня существенно поменялись требования к содержанию и качеству интегрированной подготовки специалистов, которая в современных условиях должна быть менее консервативна, учитывая долгосрочные планы и конъюнктуру производства. Первый опыт построения такой системы в плане образования на примере специальности 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция» достигнут на кафедре зданий, теплогазоснабжения и вентиляции Норильского индустриального института.
3. Анализируя перспективы развития интегрированного образования, следует отметить необходимость разработки и внедрения специализированных учебных планов реализации данной специальности, увеличения продолжительности обучения до 5,5 лет за счет существенного увеличения объема инженерно-производственной практики, в особенности на старшем курсе в период подготовки дипломных проектов.
Литература
1. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Постановление Правительства РФ № 942 от 19 сентября 1995 г.
2. Хохлов Н. Г. Типовое положение об интегрированной системе обучения в вузах. Проект. Научно-методический совет «Проблемы подготовки специалистов на основе интегрированных систем обучения». М., 1999.
3. История института (Норильский индустриальный институт) / Под. ред. А. А. Колегова. Норильск, 2001. 197 с.
4. Колегов А. А., Кожиев Х. Х., Скачков М. С. Подготовка горных инженеров в Норильском индустриальном институте // Горный журнал. 2001. № 2. С. 16–18.
Тел. (3919) 42-1622
Факс (3919) 42-1741
Статья опубликована в журнале “АВОК” за №3'2002
Подписка на журналы